В Армении был прецедент досрочной отставки главы государства: в 1998 году президент Левон Тер-Петросян сложил полномочия из-за серьезных разногласий в вопросе карабахского урегулирования с тогдашним премьер-министром Робертом Кочаряном, министром обороны Вазгеном Саркисяном и тем же Сержем Саргсяном, возглавлявшим тогда спецслужбы республики. Однако то был внутривластный конфликт, и "улица" в нем не участвовала.
Попытки смены власти в Армении путем массовых акций протеста совершались после почти каждых президентских выборов, однако властям удавалось либо подавить, либо погасить протестные движения. На этот раз все попытки оказались тщетными.
Новые технологии
Лидер протестного движения — депутат парламента Никол Пашинян, объявив "бархатную революцию", сменил тактику протестных мероприятий. Они стали децентрализованными. Небольшие мобильные группы, в основном молодых людей, устраивали акции, выражающиеся в блокировании улиц и дорог, в разных районах Армении.
Полиции пришлось "распылить" свои силы, что значительно снизило эффективность борьбы с демонстрантами, по мере того как акции разрастались по всей стране как "снежный ком", силам правопорядка не хватало ресурсов для разблокирования транспортных коммуникаций. Одним из решающих факторов в деятельности оппозиции стало привлечение к массовым протестам студентов и школьников.
Революция Пашиняна началась с пешего похода, стартовавшего 31 марта во втором по величине городе Армении Гюмри. Пройдя сотни километров, Пашинян 13 апреля приступил к активным действиям в Ереване. "С 9 апреля (день вступления в должность нового президента — Sputnik) до 17 апреля (день выборов премьер-министра — Sputnik) Серж Саргсян лишится власти, и мы должны не допустить его во власть обратно", — заявил он своим сторонникам.
Представители правящей Республиканской партии Армении (РПА) вначале сохраняли олимпийское спокойствие, не веря в успех "очередной" революции. "Вопрос о власти был решен на парламентских выборах 2017 года, и до 2022 года мандат на формирование правительства принадлежит Республиканской партии Армении", — заявил вице-спикер парламента, член исполнительного органа РПА Эдуард Шармазанов. По его словам, Армения — это не средневековый Новгород, чтобы вопросы решались на уличном "вече".
Не уладили ситуацию и прямые переговоры между Саргсяном и Пашиняном. Они состоялись утром 22 апреля, но длились всего несколько минут: действующему премьеру не понравилось, что разговаривать придется перед телекамерами. Он обвинил собеседника в шантаже. Сразу после этого Пашинян был арестован в ходе очередного пешего марша.
Страсти еще более накалились. С утра 23 апреля студенты армянских вузов начали забастовку в образовательных учреждениях. В Ереване начался хаос — многочисленные митингующие блокировали движение в разных частях города, к ним присоединились также члены миротворческой бригады Вооруженных сил Армении. Вскоре Пашинян был освобожден из-под стражи. А премьер-министр Армении Серж Саргсян объявил о своей отставке.
Пресс-служба премьера распространила его заявление, в котором тот в последний раз обратился к жителям республики как глава государства.
"Никол Пашинян был прав. Я ошибся. В сложившейся ситуации у ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я оставляю должность руководителя нашей страны… "Уличное" движение выступает против моего пребывания на этой должности, я выполняю ваше требование. Мира, гармонии и логики нашей стране", — говорится в заявлении Саргсяна.
В свою очередь, Пашинян после отставки Саргсяна объявил об успешном завершении "первого этапа революции".
Внешнеполитический вектор
Протесты в Армении были вызваны внутриполитическими факторами: недовольством внушительной части общества социально-экономической политикой властей, низким уровнем жизни, значительной монополизацией экономики, отсутствием ощутимых успехов в борьбе с коррупцией.
Однако после предполагаемой смены власти, обусловленной уходом Саргсяна, возникает вопрос о преемственности внешнеполитического курса страны. Во все годы независимости этот курс можно было охарактеризовать следующей формулой - "стратегическое союзничество с Россией и партнерство с Западом".
Вопрос становится еще более актуальным, если вспомнить, что лидер оппозиции Никол Пашинян еще совсем недавно считал ошибкой вступление Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Однако во время акций "бархатной революции" внешнеполитической тематики ораторы касались с большой осторожностью.
Хотя сам Пашинян неоднократно отправлял сигналы российской стороне, давая понять, что причин для беспокойства нет.
"Я несколько раз заявлял, что в нашем политическом движении, "бархатной революции", нет никакого геополитического контекста или заговора. Это до мозга костей чистая, чистокровная армянская "бархатная революция", и никакой иной трактовки быть не может", — заявил Пашинян на митинге.
Более того, он назвал важными слова официального представителя МИД России Марии Захаровой, которая, по словам лидера оппозиции, отреагировала "на отставку Сержа Саргсяна и победу бархатной революции", заявив, что Россия всегда с Арменией. Демонстранты отреагировали на это одобрительными возгласами.
Захарова на своей странице в Facebook написала: "Народ, который имеет силу даже в самые сложные моменты своей истории не разъединяться и сохранять уважение друг к другу, несмотря на категорические разногласия — великий народ. Армения, Россия всегда с тобой!" Пашинян выразил надежду, что аналогичная реакция поступит и от других ключевых стран международного сообщества.
Армянский политолог Виген Акопян считает, что пока оппозиционеры не будут, как ранее, ставить вопрос выхода из ЕАЭС. "Во-первых, пока не определена конфигурация власти. Все переговоры были ситуативные, я не уверен, что абсолютная власть будет у Пашиняна, и то, что вчера он всячески избегал говорить о своих внешнеполитических приоритетах, означает, что еще какое-то время этот вопрос будет открытым", — сказал эксперт.
Он также обратил внимание на то, что в России довольно умеренно и спокойно отнеслись к происходящим в Армении событиям.
"Впервые на моей памяти в вопросах "бархатных" и "цветных" революций Россия ведет себя спокойно, а это значит, что опасности она не видит. Ведь одно дело играть на публику, находясь в оппозиции, и другое — находиться близко к реальным рычагам власти и заниматься реальными вещами. В этом случае во главу угла будет ставиться прагматизм", — сказал Акопян. Он подчеркнул, что прошедшие дни показали, что оппозиция в этих вопросах сохраняет осторожность.
О спокойствии Москвы свидетельствуют также заявления официальных российских представителей.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал происходящее исключительно внутренним делом Армении. При этом он добавил, что в Москве внимательно следят за ситуацией. "Армения — наш ближайший союзник, страна, с которой у нас развиваются самые тесные отношения, Армения — это участник ЕАЭС. Поэтому, конечно, для нас чрезвычайно важна эта страна, поэтому мы очень внимательно наблюдаем за тем, что там происходит", — сказал Песков.
Он также считает, что нельзя проводить параллели между волнениями в Ереване и переворотом на Украине в 2014 году.
"Я бы не стал проводить параллели, потому что все-таки ситуация совсем разная. Вряд ли здесь можно проводить прямые параллели", — сказал Песков во вторник журналистам, комментируя последние события в Армении.
"Сейчас я уже могу сказать, что проводить какие-то ассоциации с Украиной здесь неуместно", — подчеркнул он.
Предстоящие шаги
После отставки Саргсяна лидер оппозиции Никол Пашинян заявил, что будет добиваться выполнения оставшихся трех пунктов его "дорожной карты".
В частности, следующим шагом, по его словам, должно быть назначение премьер-министром кандидата от народа, а затем формирование временного правительства, программу которого Национальное собрание (парламент) принять не должно, что автоматически приведет к внеочередным парламентским выборам.
Переговоры по выполнению этой "дорожной карты", или, как заявляет Пашинян, "передачи власти без потрясений", начнутся в среду утром в Ереване. От имени властей их будет вести временно исполняющий обязанности премьер-министра Карен Карапетян.
По мнению экспертов, эти переговоры уже не будут вестись на публике. Что касается Карапетяна, то он показал себя в эти дни неплохим переговорщиком, когда "вытаскивал" из полицейского отделения оппозиционеров. Поэтому для налаживания контакта есть большой потенциал.