Водителя заставили переработать 400 часов, а потом незаконно уволили

Многочисленные проверки прокуратуры, инспекции труда и профсоюзов, которые установили серьезные нарушения со стороны руководства гродненского автопарка, не помогли простым рабочим.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ГРОДНО, 13 апр — Sputnik, Инна Гришук. Бывший водитель городского автобуса из Гродно, которого незаконно уволили из автопарка, был вынужден искать правду в суде и доказывать, что должен получить компенсацию на нарушения условий контракта. Хотя проверяющие органы еще полгода назад нашли злостные нарушения трудового законодательства на предприятии.

400 часов сверх нормы

"За 2017 год мои переработки, то есть работа сверх нормы, составили почти 400 часов, в три раза больше нормы. Если учесть, что я больше месяца был на сессии, то внеурочно работал по 40 часов в месяц", — говорит бывший водитель городского автобуса Дмитрий Юргель и показывает подтверждающий его слова документ.

Гродненский автопарк

Мужчина рассказал, что решил уволиться, когда узнал, что контролирующие органы выявили нарушения трудового законодательства со стороны автопарка. Он написал заявление, что хочет расторгнуть контракт по статье 41 Трудового кодекса, так как наниматель не выполняет условия контракта. В этом случае работнику полагается компенсация в размере трех среднемесячных зарплат.

Наниматель отказался выполнить его просьбу. В середине февраля с водителем расторгли контракт. Такое увольнение не предусматривает дополнительных выплат и не указывает, что наниматель нарушал права работника.

Руководство автопарка злостно нарушало закон

Юргель решил обратиться в независимый профсоюз и отстаивать свои права в суде. В исковом заявлении описание нарушений контракта и условий труда заняло более десяти листов. Это не только переработки, в три раза превысившие допускаемую законом норму, но и задержки зарплаты.

Представитель независимого профсоюза Анатолий Мышкевич представлял интересы водителя автопарка в суде

Так, автопарк не установил для водителя режим труда и отдыха — например, в графике смен водителей городских автобусов не значились и не соблюдались перерывы для отдыха, питания, технических перерывы. Также Дмитрия привлекали работать на пригородных автобусах, при этом не составляли приказы, и многое другое.

Водитель отмечает: наниматель не обеспечивал безопасные условия труда водителей и не обеспечивал снижение нервно-эмоционального напряжения и утомления. По его мнению, об этом свидетельствует и ЧП с его коллегой, водителем автопарка, который на глазах у пассажиров прыгнул с моста в начале ноября прошлого года

Проверки оказались бесполезными

Водитель был удивлен поведению нанимателя. Когда он подавал заявление на увольнение, в автопарке уже завершились проверки профсоюза, прокуратуры, трудовой инспекции и других проверяющих органов, которые установили серьезные нарушения трудового законодательства в отношении водителей городских автобусов.

"В автопарке мне ответили, что я не предоставил им конкретные факты нарушения трудового законодательства в отношение меня лично. Поэтому и отказали в увольнении", — добавляет Юргель.

Злостные нарушения условий труда, выявленные проверками, касались всех водителей городских автобусов. На практике же, когда человек захотел расторгнуть контракт именно по этой причине, их, мягко говоря, проигнорировали.

"Получается, результаты проверок оказались бесполезными для простого человека", — говорит Юргель.

Управу на директора удалось найти только в суде

После первого судебного заседания автопарк все-таки согласился выполнить требования бывшего сотрудника. На втором судебном заседании стороны подписали мировое соглашение. Интересы водителя Юргеля представлял гродненский активист гражданской инициативы "Гародня" Анатолий Мышкевич. Сам же водитель уже уехал работать в Польшу.

Только когда водитель написал заявление в суд, автопарк подписал мировое соглашение и признал все нарушения.

Ответчик признал исковые требования водителя Юргеля и изменил формулировку увольнения. В трудовой книжке вместо записи "истечение срока действия контракта" будет написано, что он уволен в связи с нарушением нанимателем трудового законодательства и контракта.

Автопарк выплатил бывшему сотруднику компенсацию в размере трех его среднемесячных зарплат.

Суд постановил, что гродненский автопарк должен исправить все выявленные в суде нарушения трудового законодательства и в течение месяца предоставить отчет.

Пострадавших много, а добились правды единицы

Дмитрий Юргель стал третьим водителем гродненского автопарка, который решился судиться с бывшим нанимателем. Все три судебные тяжбы закончились в пользу работников.

Первый водитель через суд добился изменения записи в трудовой книжке. В начале декабря прошлого года мужчина был уволен по причине утраты доверия к работнику со стороны нанимателя после того, как подписал жалобу на плохие условия работы труда.

Но через суд он добился, чтобы запись аннулировали, заменив на формулировку "по соглашению сторон".

В трудовой книжке водителя сделают соответствующую запись.

Еще один водитель, который также ставил подпись под коллективной жалобой, выиграл суд у автобусного парка в начале марта. Как и в случае с Юргелем, руководство автопарка отказалось признать трудовые нарушения. Суд же постановил, что они были, и обязал выплатить водителю компенсацию в размере трех среднемесячных зарплат.

Напомним, что гродненский автопарк оказался в центре скандала, когда один из его водителей прыгнул с 30-метрового моста в центре Гродно на глазах у пассажиров. После этого водители городских автобусов написали коллективные жалобы, в которых рассказали о хронических переработках и нарушениях условий работы.

Коллегам прыгнувшего с моста в Гродно водителя сказали молчать

Вскоре многочисленные проверки подтвердили их слова. Оказалось, что в среднем каждый водитель городских автобусов перерабатывал по 39 часов в месяц, или более 400 часов в год.

Контролирующие органы поручили руководству автопарка исправить все нарушения. Известно, что часть работников, которые писали жалобу после ЧП с прыгнувшим с моста водителем и вынесли сор из избы, уже не работают на предприятии. Директор автопарка продолжает исполнять свои обязанности.