ГРОДНО, 4 апр — Sputnik, Инна Гришук. Гродненский "Музей утюга", которому нет аналогов во всей стране, не потянул слишком высокую аренду и не смог договориться с местными властями о льготных условиях. Владелец музея рассказал корреспонденту Sputnik, почему он вынужден закрыть музей и перевезти его из безвизового Гродно.
Музей утюга в Гродно не нужен?
Несколько месяцев владелец музея пытается договориться с местными властями, чтобы сохранить в Гродно работу уникального для страны музея. Он хочет получить налоговые льготы и освобождение от коммунальных платежей, но переговоры зашли в тупик.
Мужчина несколько раз обращался в Гродненский горисполком и облисполком, в том числе к руководству, ему обещали помочь, но только на словах.
"А на последней встрече в мэрии мне прямо сказали, что "Музей утюга" городу не нужен", — начинает беседу владелец единственного в Беларуси "Музея утюга" гродненский коллекционер Александр Шпаковский.
В его голосе легкие нотки обиды. "Музей утюга" открывался как социальный образовательный проект для гродненцев и как "изюминка" для безвизовых туристов. В нем можно увидеть коллекцию редких утюгов и предметов быта, которые Шпаковский собирал и покупал два десятка лет.
В музее представлено более 350 редких утюгов и около полутора тысяч различных предметов быта. Здесь можно увидеть утюг для галстука, стрелок для брюк, для лыж, манжетные, воротничковые, шляпные утюги. Не только электрические, но и газовые, угольные, которые использовались в начале прошлого века не только в Беларуси, но далеко за ее пределами.
Второй год с убытками
"По законам Беларуси, частные музеи, как "Музей утюга", рассматриваются как предпринимательская деятельность и источник обогащения. Это нас ставит в неравные условия, мы работаем себе в убыток, дотируем дело из своего кармана. При этом нас заставляют платить налоги, оплачивать аренду, коммунальные услуги и прочее", — поясняет собеседник агентства.
Музей несет убытки второй год — с момента открытия. Шпаковский приводит цифры: в месяц расходы с учетом налогов, арендной платы и коммуналки составляют порядка 800-900 рублей.
"Если за аренду мы платим 130 рублей (с учетом понижающего коэффициента — Sputnik), то за отопление 300 — почти в два с половиной раза больше, а установить теплосчетчики и снизить эту статью расходов нам не разрешают", — добавил собеседник.
По его словам, выручка от продажи входных билетов составляет примерно 300 рублей в месяц, в летний туристический сезон — около 500 рублей.
"Каждый месяц на содержание музея нужно докладывать из своего кармана до 500 рублей. Это без учета, что нужно пополнять коллекцию, проводить реставрацию экспонатов. Расходы вырастают до 1,5 тысяч в месяц", — говорит Шпаковский и добавляет, что такая ситуация не может длиться бесконечно.
Переедут в Минск или безвизовый Брест
Владелец уверен: если его музей рассматривать как бизнес, то он его закроет как убыточное предприятие. Если же он нужен городу для повышения туристической привлекательности, то стоит создать более лояльные условия для работы.
Сейчас владелец музея рассматривает предложения из Минска, Витебска и Бреста о переезде в один из этих городов.
"Там люди заинтересованы, чтобы музей утюга появился у них. Наши власти не хотят видеть его в Гродно. Тогда им остается объясняться перед гостями города, почему у нас он не может работать, а в других городах сможет", — говорит Шпаковский.
Он рассказал, что с представителями одного из городов обсуждает возможность бесплатно передать коллекцию для демонстрации. Такая сделка уже обещает быть выгодной, потому что избавит коллекционера от ежемесячных субсидий в гродненский музей утюга.
"Если бы я хотел заработать на коллекции, я бы ее продал и жил счастливо на вырученные деньги. Я же просто хочу, чтобы ее могли увидеть люди. Жаль, если это будут не гродненцы", — резюмирует Шпаковский.
Вложил 13 тысяч долларов в ремонт
Еще один повод для огорчений — арендуемое коммунальное помещение. Оказалось, что два года назад в его ремонт коллекционер вложил почти 13 тысяч долларов.
"Когда я пришел сюда, это был бомжатник, пришлось выносить горы мусора, заново менять все коммуникации, штукатурить стены, менять полы, делать ремонт практически с нуля", — вспоминает Шпаковский.
Вложенные в ремонт деньги в зачет арендной платы музею не включили, хотя по закону такое можно сделать. В договоре этот пункт не прописан, а договориться устно, со слов Шпаковского, не вышло.
Теперь, когда встал вопрос о переезде музея, Шпаковский обещает, что вернет помещения в прежнем виде — без отделки и юридически будет прав.
Как спасти музей?
Он уверен, что городские власти должны поддерживать "Музей утюга", который делает Гродно более привлекательным для туристов. В последний год он убедился, что в безвизовом Гродно ему только вставляли палки в колеса.
"Знаю, что есть рекомендация для учителей и школ, по которой водить на экскурсии школьников должны в первую очередь в государственные музеи, а в частные — по остаточному принципу. Это несколько учителей мне говорили, которые приводили группы детей, рискуя получить выговор", — говорит владелец "Музея утюга".
Что касается туристов, то их наплыва он также не почувствовал, так как фирмы не приводят сюда организованные группы, хотя включили музей в свои маршруты. Возможно, причина и в том, что помещение музея находится в неудобном месте — найти его сложно, а многим неудобно подниматься на второй этаж.
"Власти знают, что мы являемся городской достопримечательностью, но разговора об изменении нашего расположения не ведется", — отмечает Шпаковский.
По его мнению, решить проблему можно. Для этого достаточно создать так называемый Дом маленьких музеев, например, в здании бывшего архива на площади Ленина. В нем может разместиться его коллекция утюгов, а также коллекции других гродненцев. Главное — чтобы город предоставлял помещение бесплатно.