Воздушная гимнастка: мама боится ходить на мои выступления

Воздушная гимнастка "Белгосцирка" рассказала корреспонденту Sputnik о работе без страховки, отсутствии диеты, падениях, профессиональных страхах и маминых переживаниях.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

За воздушными гимнастами, открыв рот, наблюдал каждый, кто когда-либо был в цирке. Вздрагивал, когда казалось, что артист вот-вот сорвется, и облегченно вздыхал, когда трюк заканчивался благополучно. Ведь это не только красиво, но и опасно. Падения бывают, иногда смертельные. Но воздушные гимнасты все равно продолжают творить красоту над манежем, которая может стоить им здоровья или даже жизни.

Корреспондент Sputnik Ирина Петрович побеседовала с воздушной гимнасткой "Белгосцирка" Наталией Нарышкиной и узнала о прелестях и страхах работы под куполом.

Это семейное

Когда Наталия была маленькой, она с восхищением смотрела на выступления воздушных гимнастов. "Знаете, это просто завораживает. Вплоть до того, что ты стоишь с открытым ртом и понимаешь, что человек как птица: он парит над землей и выполняет какие-то элементы в воздухе. Наверное, это меня и зацепило. С этого все и началось", — рассказала девушка.

Здание цирка в Минске

К тому же, папа Наталии напрямую связан с цирком: он акробат. Поэтому ее выбору профессии в семье не удивились. "Я росла в цирке, и это не было так, что я резко проснулась и подумала: "А не стать ли мне воздушной гимнасткой?" Я росла и смотрела, восхищалась выступлениями в воздухе, потому что это очень интересный, опасный жанр. Близкие на мой выбор профессии отреагировали совершенно спокойно: мама пожала плечами, папа сделал то же самое и сказал: "Выбор твой", — вспоминает девушка.

Изначально гимнастка работала вместе с отцом, а позже решила попробовать себя в минском цирке. "Я минчанка. Сначала работала в основном за границей, и мне захотелось все-таки побыть немного дома. Почувствовать свою публику, узнать, как наши люди будут воспринимать меня", — поделилась Наталия.

Ем что хочу

В детстве Наталия около 10 лет занималась художественной гимнастикой. Девушка уверена, что это помогло ей в профессии: "Я пришла в цирк растянутая, эластичная и гибкая. Меня можно было в любой узелок свернуть и засунуть в любую тумбочку", — засмеялась она.

Артистка репетирует на высоте не больше двух метров

Пока гимнастка была в спорте, приходилось соблюдать строгую диету. "Мне нельзя было мучное и сладкое: всякие пирожочки и мороженки. Но когда я пришла в цирк, диет не стало. Сейчас я себе не отказываю совершенно ни в чем", — призналась артистка.

По ее словам, многие друзья и знакомые поражаются, когда девушка набирает себе огромные порции еды. "Они спрашивают: "Ты это все сама съешь?!" Да, у меня нет ограничений. Естественно, до работы не ем часик-полтора, потому что потом тяжело перевернуться", — с улыбкой пояснила Наталия.

На высоте двух метров

В день на тренировку у Натальи уходит минимум полтора часа. Для репетиций воздушных гимнастов в цирке стараются выделять отдельное время, чтобы можно было сделать пару подъемов с лебедкой: артистка репетирует на высоте, правда, не больше двух метров.

Бывает, что во время репетиции ты сам закручиваешься так, что не понимаешь, как ты это сделал

"Репетиция может быть напрямую связана с реквизитом, либо я просто прихожу и занимаюсь общими физическими нагрузками, чтобы не терять форму. Специфики особо нет. Есть определенные элементы, которые ты постоянно повторяешь, чтобы отработать их до автоматизма, чтобы о них не думать. Чтобы тебя подняли в три часа ночи, а ты пошел, с открытыми глазами желательно, и их отработал", — описывает тренировочный процесс Наталия.

Она отмечает, что есть некая база воздушных элементов, которую нужно обязательно отработать. "В первую очередь это висы на руках и ногах, обрывы. В принципе, все довольно однообразно. Но бывает, что во время репетиции ты сам закручиваешься так, что не понимаешь, как ты это сделал. Поэтому часто приходится записывать себя на видео, чтобы не забыть, ведь получаются какие-то уникальные вещи. Возможно, конечно, это кто-то делает уже, но ты об этом не знаешь", — рассказала воздушная гимнастка.

Артистка репетирует на высоте не больше двух метров

На "обкатку" каждой программы уходит разное количество времени. "Бывает, ты приходишь из отпуска, а тебе говорят: "Ты готов выступать через две недели?" Тогда приходится за эти две недели нагонять. Но если элементы и трюки совершенно новые, необходим как минимум месяц-два, чтобы добиться полной уверенности в себе, уверенности, что ты не будешь переживать или паниковать в определенном элементе в определенный момент", — раскрывает секрет подготовки Наталия Нарышкина.

Без страховки

По словам Натальи, она плохо помнит свое первое выступление под куполом. Зато хорошо помнит эмоции. "Когда я еще стояла за кулисами, я их сдерживала, хотя у меня все ходило ходуном. Мне казалось, что я вот-вот потеряю сознание. Ноги колотились так сильно, что я их не могла успокоить. Но когда открылись кулисы, за секунду все напряжение снялось, и на одном дыхании все прошло. После я зашла за кулисы, была сухость во рту и непонимание, что только что произошло", — улыбается девушка.

Никогда нет 100-процентной уверенности, что карабин не сломается

Наталия подчеркивает, что каждый выход на манеж для нее – как первый. "Есть чувство нервозности. Но адреналин, конечно, дело свое делает: тебя "выключает", и ты работаешь", — описывает свои ощущения гимнастка.

Наталия Нарышкина работает исключительно без страховки. По ее словам, это, в первую очередь, позволяет собраться на все сто. "Понятное дело, что я всегда отрабатываю на все сто: не бывает так, что на 98% ты готов, а 2% оставил где-то за кулисами. Без страховки ответственность, наверное, больше, чем когда ты с ней. И уверенности, может, где-то больше. Я не работала со страховкой, и мне не с чем сравнить", — признается артистка.

Каких-то особых ритуалов перед выходом на сцену у нее нет. "Но я заметила, что у меня есть особая техника разминки – однообразная, однотипная: одни и те же движения в одно и то же время. Это на подсознательном уровне работает. Часто, когда выхожу на манеж, говорю фразу: "С богом!" Чаще даже еле слышно ее произношу", — поделилась Наталия.

По словам Наталии Нарышкиной, в цирке нет профессий, в которых не подвергаешься риску

Нагрузки во время тренировок и выступлений выливаются в усталость. Личный рекорд по количеству выступлений без выходных у Наталии — 22 или 23 дня. "Это было за рубежом, был новогодний гон. Мне казалось, что это уже не закончится никогда", — вспоминает гимнастка.

Она признается, что после нагрузок просто хочется лежать и ничего не делать. "Просто смотреть в потолок и даже не шевелить пальцами. Отдых пассивный. Но в силу того, что я привыкла к физическим нагрузкам, долго не могу пролежать. Буквально часик все так хорошо, а позже уже организм требует встать, куда-то пойти и что-то сделать. Банально постирать и погладить", — смеется Наталия.

Мама ни разу не была на моих выступлениях

В прессе периодически появляются новости о падениях воздушных гимнастов в той или иной точке мира. Конечно, это всегда затрагивает и тех артистов, которые живут и работают в Беларуси.

"Конечно, сейчас новости о падениях воздушных гимнастов очень быстро распространяются. Ты об этом узнаешь и прежде всего желаешь скорейшего выздоровления человеку, поскольку понимаешь сложность этой профессии. На секунду всегда закрадывается страх. Не бывает такого, что ты не боишься. Но еще ни разу не было такого, чтобы я подумала, что это не мое", — поделилась Наталия Нарышкина.

Однако минуты сомнения после таких новостей у нее случались. "Я тогда думаю: "Почему я выбрала именно это, неужели я не могла найти другую работу?" Страшно, но это проходит. Я не могу сказать, что это проходит за день, за два, за три, это может длиться годами. Ты узнал новость о падении, дальше живешь и сопереживаешь, наблюдаешь за человеком, как проходит его реабилитация", — отметила гимнастка.

Если отец Наталии следит за выступлениями дочери, иногда из-за ширмы, то ее мама никогда не была на ее выступлениях. "Она ни разу не видела мои выступления. Вообще. Потому что она категорически против и боится. Она может посмотреть только видео, и то половинку. И говорит: "Все, хорошо, я увидела. Молодец!" Но, когда появляются новости о падениях, родители не бьют в барабаны и не говорят мне уходить из профессии", — рассказала артистка.

Риск и травмы

По словам Наталии Нарышкиной, в цирке нет профессий, в которых не подвергаешься риску. "Даже жонгляж. И все эти профессии нельзя сравнивать. Например, в воздушной гимнастике все зависит не только от тебя, но и от других факторов: тросы, механизмы. Никогда не можешь на 100% быть уверен, что сейчас карабин не сломается", — говорит гимнастка.

Она отметила, что во время выступления бывает всякое и что резкий звук, к которому ты не готов – плач, вскрик – заставляет вздрагивать. "Потому что ты не понимаешь, что в этот момент происходит: тогда ты ловишь эту долю секунды, оглядываешься и понимаешь, что это был просто лопнувший шарик. Дергаешься, конечно, но успокаиваешься и дальше продолжаешь работать", — объясняет Наталия.

На ее выступлениях бывали моменты, когда что-то шло не так. "С музыкой были проблемы, когда обрывалась полностью фонограмма, и звукооператоры пытались что-то быстро сделать, а мне приходилось на своем громком дыхании дорабатывать. Гас свет, подводил костюм, лебедка останавливалась: ты остался на высоте – ты там и сидишь, пока тебя не снимут на ручной. Но, слава богу, ничего страшного не случалось", — вспоминает артистка.

Не обошлось в карьере воздушной гимнастки и без травм: были переломы рук, ног и мышечные травмы. "Самое смешное, что травмы чаще случаются в быту. Казалось бы, такая профессия, а ты пришел домой, поднял диван и не разогнулся. Один раз во время выступления повредила палец. Неудачно словила реквизит и выбила палец, но доработала. Когда работал адреналин, не думала, что болит. А уже когда зашла за кулисы и увидела его кривым, это было неприятно", — рассказала Наталия.

Самое важное – благодарность публики

Заветной профессиональной мечты у Наталии нет, но есть мотивация – никогда не останавливаться на достигнутом. "Всегда есть нечто большее, чего ты хотел бы. Это всегда стремление подняться на одну ступеньку выше и выше. Не хочется каких-то кушей срывать совершенно, каких-то звезд с неба. Хочется просто радовать собой. Это основное, что подталкивает каждый день к тому, чтобы добиваться чего-то нового", — призналась девушка.

Для репетиций воздушных гимнастов в цирке стараются выделять отдельное время, чтобы можно было сделать пару подъемов с лебедкой

По ее словам, самое важное – это видеть благодарность публики. "Когда понимаешь, что зал встает и аплодирует тебе и всем артистам на манеже, — это лучшая похвала", — пояснила Наталия.

Она считает, что белорусские зрители очень благодарные. "Я объездила большую часть Европы, и бывали моменты, что люди даже не аплодировали. И ты думал, что впустую страдал все эти годы, что-то делал. А у нас не было такого, чтобы кто-то не зааплодировал. Очень часто люди встают после программы. Это очень приятно сердцу, душе, улыбка во все 32 зуба", — делится артистка.

Воздушная гимнастка "Белгосцирка" Наталия Нарышкина всегда работает без страховки

 

По словам гимнастки, энергетика зрителей очень чувствуется на манеже. "Мы все люди, мы все устаем. Часто ты работаешь не то что из последних сил, но тебе тяжело, хочется день-два выходных, а их просто нет. Но ты выходишь на арену, чувствуешь энергетику зрителей и заряжаешься. А если ты еще ловишь чьи-то взгляды на себе довольные, счастливые, если видишь ребенка с открытым ртом, ты понимаешь, что не зря все делаешь", — с улыбкой заключила Наталия Нарышкина.