На фоне беспрецедентной кампании по высылке российских дипломатов из разных стран мира, инициированной Великобританией, министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей с официальным визитом посетил Лондон, где провел встречу со своим коллегой, главой британского внешнеполитического ведомства Борисом Джонсоном.
Еще более примечателен тот факт, что это был первый визит руководителя белорусского МИД в Великобританию начиная с 1993 года.
Получается, что на фоне невиданного обострения российско-британских отношений Минск, наоборот, налаживает контакты с Соединенным Королевством, исходя из чего возникает вопрос о целях и причинах визита белорусского министра.
То есть, что это было: двойная игра руководства Беларуси, британская дипломатическая хитрость по отвлечению единственного союзника РФ в Европе или очередная попытка белорусов примирить Восток и Запад?
Предыстория визита
В конечном итоге представляется, что ни одна из этих версий не соответствует действительности. Нужно понимать, что вопросы такого рода "с кондачка не решаются" и являются следствием долгой предварительной работы.
Источники в МИД Беларуси утверждают, что визит Макея в Великобританию готовился более 6 месяцев, и представляется, что эта информация соответствует действительности. Ведь примерно полгода назад, точнее, 25 сентября 2017 года, белорусскую столицу посетил министр по делам Европы и Америки МИД Великобритании Алан Дункан. Приезд высокопоставленного британского чиновника был приурочен к 25-летию установления дипломатических отношений между двумя государствами и тоже был своего рода прорывом, так как Дункан стал первым британским министром, приехавшим в Беларусь с момента обретения нашей страной независимости.
Алана Дункана принимали в Минске на самом высоком уровне, и во время встречи с ним Александр Лукашенко призвал Великобританию "активнее инвестировать в Беларусь свободные деньги". В свою очередь британский министр назвал Беларусь "очень важным партнером" и передал белорусскому лидеру "наилучшие пожелания" от премьер-министра Соединенного Королевства Терезы Мэй. Вероятно, именно тогда, во время встреч Дункана с президентом Беларуси и министром иностранных дел белорусской стороне было передано приглашение посетить Лондон с официальным визитом.
Естественно, в тот период никто и не подозревал о том, что в феврале 2018 года в Солсбери с применением вещества "Новичок" отравят двойного агента Сергея Скрипаля и его дочь Юлию, после чего отношения Великобритании и РФ окажутся на грани разрыва.
Кстати, рассуждая о белорусско-британских контактах, следует отметить еще встречу Макея в Лондоне с членом королевской семьи, принцем Майклом Кентским, который ранее также посещал Беларусь в 2016 году и также был принят главой государства.
Похоже на то, что нынешний визит белорусского министра в Британию стал следствием длительной проработки, где были задействованы как официальные каналы дипломатического общения, так и британская королевская семья. Таким образом, отказываться от запланированной поездки из "солидарности с Россией" было бы не только бестактно, но и достаточно глупо. Очевидно, что этот демарш никак не улучшил бы отношения между Москвой и Лондоном, но для Беларуси однозначно надолго закрылись бы двери любых политических контактов с британцами.
Дипломатия по-белорусски
Также необходимо понимать, что официальной внешнеполитической доктриной Беларуси объявлена многовекторность, когда с учетом обязательств Минска в различных союзах наша страна стремится развивать взаимовыгодные равноправные связи со всеми государствами мира.
Это значит, что белорусская дипломатия вовсе не обязательно должна дублировать позицию российских коллег, и зачастую Беларусь пытается выстраивать контакты с государствами, с которыми у РФ складываются далеко не однозначные отношения. На постсоветском пространстве это особенно заметно на примере Грузии, Украины, Молдовы. Впрочем, ни с одной из этих стран Беларусь не играет в союзы против России, хотя нередко Минск пытаются втянуть в подобные проекты, что особенно заметно со стороны Киева.
В основном отечественных дипломатов интересует развитие торгово-экономических связей, что вполне естественно для страны, имеющей открытую экспортно-ориентированную экономику.
Впрочем, в случае с Украиной такой подход позволил также создать новое позиционирование Беларуси в качестве донора региональной стабильности и сохранить относительное доверие всех сторон конфликта. Новейшая история свидетельствует, что Беларусь действительно предлагает своим партнерам дружить не "против", а "за", при этом нередко дружественные официальному Минску государства находятся в крайне непростых отношениях между собой. За примерами далеко ходить не нужно: Индия и Пакистан, Китай и Вьетнам, Армения и Азербайджан и т.д.
Анализируя визит Макея в Лондон, стоит напомнить встречу Лукашенко с Эрдоганом, происходившую на фоне казавшегося ужасным обострения в российско-турецких отношениях. Тогда Беларусь также призвала стороны к миру, не спешила ломать копья и разрывать связи с Анкарой. Позже Россия и Турция нашли общий язык столь же стремительно, как и поссорились, что еще раз подтвердило адекватность поведения официального Минска на международной арене.
При этом нельзя сказать, что Беларусь совсем не оглядывается на своих союзников, ведь непосредственно в преддверие своего визита Владимир Макей повел официальный телефонный разговор с руководителем МИД РФ Сергеем Лавровым. В сухом сообщении белорусского МИД отмечается, что министры "обменялись мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повести дня", однако что-то подсказывает, что лондонский вояж Макея не остался без внимания.
Вряд ли Беларусь может чем-то помочь России в сложившейся ситуации, однако в Минске определенно учитывают все аспекты международной обстановки. Главной угрозой для нашей страны является углубление воронки конфронтации между Москвой и евроатлантическим сообществом, когда призывы к миру будут не интересны ни одной из сторон.
Тогда Беларусь окажется в ситуации выбора, который представляется очевидным. До этого момента вполне возможно развивать выгодные связи с разными полюсами, при этом не позволяя втягивать себя в разного рода политические авантюры, противоречащие союзным обязательствам.