Вечером в среду КГБ Беларуси сообщил о задержании Владимира Костина – чиновника, около пяти лет руководившего департаментом по авиации Минтранса страны. Задержали его с поличным – при получении взятки от представителя коммерческой структуры размером в 3,5 тысячи долларов.
Подробностей о самом громком задержании марта спецслужбы пока не раскрывают. На чем мог "попасться" Костин?
Дорогая подпись
Одна из основных функций департамента по авиации – выдача разрешений на полеты гражданских самолетов в воздушном пространстве Беларуси.
То есть любой авиакомпании мира, от "Аэрофлота" до Ryanair, при желании летать через республику необходимо иметь такое разрешение от департамента. То же касается и тех перевозчиков, которые хотят выполнять рейсы в Беларуси – если вспомнить ту же "Победу", то она сначала получила "дозвол" от департамента и только потом передумала летать из-за тарифов национального аэропорта.
Подпись главы подобной структуры всегда может быть "дорогой" – как и у ряда других должностей. Теоретически, Костину могли предлагать взятку за получение такого разрешения – или летать над республикой, или вовсе выполнять сюда рейсы. Не секрет, что заинтересованных в республике авиакомпаний сегодня немало.
Не только разрешения
Помимо разрешения на полеты, департамент по авиации выполняет много других функций. Например, разрабатывает предложения по "совершенствованию ценообразования в гражданской авиации" – то есть по оптимизации стоимости самих полетов.
В ведении департамента – и сертификация в сфере, и проверка работы подведомственных авиационных организаций, и разработка нормативно-правовых актов для гражданской авиации. Также связан департамент и с созданием инфраструктуры — например, новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту.
Конечно, в подобных вопросах обычно задействованы меньшие деньги, чем в выдаче разрешений, однако исключать их также нельзя.
Кто мог давать взятку?
Вместе с Костиным КГБ задержал и руководителя "одной из коммерческих структур", который хотел решить при помощи главы департамента один из вопросов.
Как не назвали правоохранители решаемый вопрос, так и не указали они информацию о задержанном предпринимателе. Не названа ни конкретная компания, ни то, в какой стране она функционирует – в Беларуси или за рубежом. Гражданство задержанного взяткодателя также не уточняется.
Массовыми гражданскими перевозками среди белорусских компаний занимается только "Белавиа". Существуют несколько небольших компаний, предоставляющих в том числе и услуги "аэротакси", однако их доля на рынке не так велика. Поэтому исключать участие в ситуации заграничных фирм пока нельзя.
Также пока КГБ не сообщает о других возможных фактах коррупции, связанных с Костиным – был ли это единичный случай, неизвестно.
Кто такой Костин?
Владимир Костин руководил департаментом по авиации с начала 2013 года – на этом посту он сменил Вадима Мельника. К слову, экс-руководителя департамента также задерживали, но уже спустя два года после смены работы – когда он пришел в ОАО "Авиакомпания Трансавиаэкспорт". За покушение на мошенничество в особо крупном размере Мельника приговорили к семи годам колонии усиленного режима.
Сам же Костин – профессиональный пилот с налетом более десяти тысяч часов. Интересно, что он был и пилотом борта №1.
Во властных структурах Костин уже более 13 лет – работал зампредседателя Госкомитета по авиации, который позже был переформатирован в департамент Минтранса.
С коррупцией борются жестко
В середине февраля в Беларуси было еще одно громкое задержание – директора минского Дворца спорта Сергея Прановича, также при получении взяток. Тогда выяснилось, что "хабар" Пранович брал далеко не один год. За отсутствие борьбы с коррупцией вскоре должности лишился глава Минспорта Александр Шамко. К слову, за взятки в подведомственных организациях в феврале был уволен и глава Минлесхоза.
Президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно подчеркивал: с коррупцией в республике необходимо бороться со всей жестокостью, а за ее проявления ответственность несут руководители ведомств.
В феврале источники Sputnik заявляли о том, что силовики после смены руководства ОАЦ и Службы безопасности президента "сдули пыль" со старых дел на чиновников и решили их пересмотреть. Своя папка могла быть и на Костина – и он может быть не последним высокопоставленным чиновником, которого задерживают за коррупцию.
КГБ провел первый допрос главы департамента по авиации Костина
- Хотите оставаться в курсе последних новостей? Добавьте Sputnik в избранные источники в сервисе "Яндекс.Новости"!