МИНСК, 6 мар — Sputnik. Сейчас в Беларуси по указу президента №337 "О регулировании деятельности физических лиц" и указу №364 "Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности" существует две категории людей, которые могут работать без регистрации в качестве ИП: лица, которые самостоятельно оказывают услуги или производят какие-либо товары, и ремесленники. По сути, и те, и другие – физические лица. С точки зрения размещения рекламы их правовые статусы очень схожи, но есть и различия.
О нюансах рекламного законодательства в отношении ремесленников и физлиц, подпадающих под действие указа №337, Sputnik рассказала начальник сектора по рекламе управления защиты прав потребителя и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик.
Где можно размещать рекламу
По рекламному законодательству, физические лица могут быть рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями. Соответственно, они могут размещать свою рекламу там, где посчитают нужным. Например, подать рекламное объявление в газету или разместить ее в интернете.
"По местам размещения никаких ограничений нет: это может быть собственный сайт, где человек выкладывает фотографии своих работ, популярный ресурс, где осуществляется продажа товаров, или социальные сети. В такой рекламе разрешено указать номер телефона, по которому можно договориться о приобретении товара. В отношении физлиц и ремесленников это не интернет-магазин", — рассказала Гаврильчик.
По ее словам, физические лица, подпадающие под действие указа №337, и ремесленники могут размещать рекламу и в других местах. "Например, если имеются финансовые возможности, можно разместить наружную рекламу, для этого надо обратиться к рекламораспространителю – владельцу рекламной конструкции и заключить договор", — пояснила собеседница агентства.
Торты с нюансами
Если с рекламой продукции ремесленников все просто, то в рекламе хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции, которые производит и продает физлицо, есть нюансы: торты и прочие кулинарные шедевры продавать через интернет нельзя.
"В указе №337 сказано, что свою продукцию физлица могут продавать только в определенных местах на рынках либо в иных местах, где разрешил исполком. Если производитель хлебобулочных и кондитерских изделий не укажет, по какому номеру можно заказать торт и его доставку, то это будет реклама в чистом виде, и ее можно размещать в социальных сетях и в интернете. Рекламировать, но без прямой продажи в сети Интернет, можно", — подчеркнула Гаврильчик.
По рекомендации сотрудника МАРТ, в таких случаях в рекламе нужно указывать, по какому адресу можно приобрести продукцию: например, конкретное место на рынке. "Тогда претензий к такому физлицу не будет. Остальные товары, например, результаты ремесленной деятельности, можно продавать в том числе и через странички в соцсетях. Вот в чем разница", — разъяснила она.
Требования и ответственность
Некоторые рекламораспространители настороженно относятся к физлицам, которые хотят размещать у них свои объявления, поскольку не знают, какие документы можно у них запросить. По рекламному законодательству, распространители рекламы обязаны требовать у заказчика свидетельство о регистрации, но у ремесленника либо физического лица его нет.
В таком случае рекламораспространителям, например, владельцам сайтов, редакциям СМИ и другим, нужно руководствоваться статьей 27 закона "О рекламе" – нормы этой статьи дают право проверять достоверность рекламы. Это означает, что рекламораспространитель, чтобы удостовериться, что перед ним добросовестный рекламодатель – ремесленник или физическое лицо – может, например, попросить представить копию извещения об уплате налога; этого будет достаточно.
Рекламодатели-физлица, производящие и реализующие товары, являются изготовителями и продавцами. И если они – продавцы, тогда, по законодательству о защите прав потребителей, в своей продающей рекламе они должны указать всю информацию о товаре.
"Должно быть указано ФИО продавца, наименование товара, его цена, условия хранения или использования товара, если есть какие-то особенности, отличные от остальных товаров, срок доставки, ее цена и условия оплаты, если доставка осуществляется. Такая информация обязательно должна быть в рекламе, с помощью которой продается товар. Если с помощью рекламы товар купить нельзя, то эти сведения в рекламе можно не указывать", — объяснила начальник сектора по рекламе.
Чтобы не допускать нарушений, физические лица и ремесленники должны руководствоваться законом "О рекламе". Никаких специальных требований по отношению к ним нет.
"Это общие требования: реклама должна быть добросовестной, в ней должна быть достоверная информация, в том числе и о цене товаров, она должна быть этичной, не содержать сравнений, не должна вводить потребителей в заблуждение и так далее. Если говорить простым языком, реклама должна быть честной по отношению к потребителям, и тогда никакого наказания не последует", — сказала Гаврильчик.
По словам специалиста МАРТ, если нарушение все-таки случается, физлица и ремесленники несут такую же ответственность, как и все остальные участники рекламного рынка. Эта ответственность предусмотрена для физических лиц частью 1 статьи 12.15 КоАП Беларуси и влечет наказание в виде штрафа от 5 до 30 базовых величин.
Соблюдать законодательство несложно, особенно если учесть, что требований к ремесленникам и физлицам совсем немного. И если человек добросовестный, то никаких проблем с контролирующими органами у него не будет.
"Все направлено на то, чтобы максимально упростить работу таким людям, чтобы они проявляли свою инициативу", — подытожила Гаврильчик.