МИНСК, 17 фев — Sputnik. Всплеска товарооборота между Беларусью и Россией в 2018 году не ожидается, однако положительная динамика роста торгово-экономических отношений сохранится, заявил представитель России в Беларуси Константин Артюшин во время пресс-конференции в ММПЦ Sputnik в пятницу.
По его словам, товарооборот Беларуси в нынешнем году, как и в прошлом, будет увеличиваться за счет традиционных направлений.
Спрос и предложение гармонизировали
В прошлом году товарооборот двух стран составил около 32 млрд долларов. Это 51,1% всего внешнеторгового оборота Беларуси в 2017 году.
"Россия занимает устойчивые позиции. По физическому товарообороту в 2017 году практически не отличается от 2016 года. По многим товарным позициям сложилась устойчивая система поставок", — отметил эксперт.
По его мнению, двум странам удалось гармонизировать сочетание спроса и предложения. За год поставки из Беларуси увеличились до 130% и по некоторым позициям — до 140%, как в физическом объеме, так и в ценовом. Артюшин высказал мнение, что две страны полностью возобновили программу сотрудничества.
Законодательство ждет корректировки
Кроме того, Константин Артюшин подчеркнул, что у двух стран, безусловно, есть перспективные направления сотрудничества, в которых необходимо продолжить развитие. Однако основным трендом является формирование совместного продукта.
"Мы и в прошлом году достаточно активно занимались созданием совместных разработок на промышленных предприятиях. У нас есть множество отраслей, которые позволяют вместе формировать конкурентный продукт. К сожалению, в своем законодательстве мы еще не дошли до конца до понимания тактики формирования этого продукта. У нас есть определенные проблемы", — отметил Константин Артюшин.
В частности, речь идет о вопросе, связанном с сертификатами происхождения — СТ-1, которые необходимо представить для оформления таможенных документов. В ЕАЭС действует единый таможенный кодекс, но практика выдачи сертификатов осталась за национальными торгово-промышленными палатами каждой из стран. "Иногда возникают парадоксы. Когда российский продукт завозится и частично обрабатывается в Беларуси, из-за недостаточного уровня локализации это является препятствием для получения сертификата СТ-1. Хотя продукт произведен в едином экономическом пространстве", — пояснил эксперт.
Примерно то же можно сказать и о совместных продуктах, которые производятся специалистами России и Беларуси. К ним применяются те же критерии при оценке, что и к товарам, произведенным в третьих странах без учета того, что производители работают в едином экономическом пространстве.
"Такие моменты должны быть регламентированы соответствующими документами. Над этой ситуацией сейчас и работаем. Это не политический, а технический вопрос. Чем быстрее мы это решим, тем удобнее будет всем участникам рынка", — подчеркнул Константин Артюшин.
Национальные регламенты закрепощают торговлю
Такой парадокс коснулся и бытовой техники, которая провозилась из России в Беларусь.
"Было много обсуждений по постановлению белорусского Совмина о введении требований по энергоэффективности. До сих пор не принят техрегламент ЕАЭС по этому вопросу. Это означает, что большой сегмент российских товаров должен получить при продажах в Беларуси подтверждение национального органа сертификации в соответствии с техрегламентом по энергоэффективности. Правда, пока белорусская сторона пошла навстречу и перенесла введение такой сертификации на 1 июля 2018 года", — рассказал специалист.
Он также отметил, что все пришли ко мнению, что если к тому времени будет принят соответствующий технический регламент ЕАЭС то необходимость национальной сертификации по этому вопросу аннулируется.