Белорус достает со дна Ладоги экспонаты для парка "Патриот" в Кронштадте

Поисковик предстает для большинства в образе человека c металлоискателем. История Игоря Матюка, пожалуй, самого известного белорусского водолаза, который сейчас погружается на Ладоге, разрушает этот стереотип.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Более семи десятков лет прошло со времени окончания блокады Ленинграда, на карте уже нет и страны, победившей "коричневую чуму", а военная история тех лет по-прежнему привлекает энтузиастов.

Особое место, трагическое по своей сути, занимает "дорога жизни". По льду Ладожского озера, как в осажденную крепость, в Ленинград доставляли продукты и вывозили истощенных и измученных детей.

Свой вклад в работу историков по восстановлению хроники военных лет и истории блокадного Ленинграда, вносят и белорусские поисковики. Корреспондент Sputnik Станислав Андросик узнал у белорусского поисковика Игоря Матюка, каково это — зимой поднимать со дна Ладожского озера артефакты времен войны.

Самый большой военно-морской музей России будет в Кронштадте

Матюк сразу пошутил, что на Ладоге найдено так много всего, "что впору вчетвером нести": это один из самых богатых на военные артефакты регионов. Сейчас российское руководство одобрило создание второго парка "Патриот" в Санкт-Петербурге, а размещаться он будет в Кронштадте.

"Это будет самый большой военно-морской музей, в котором даже будут проходить парады", — отметил Игорь.

Всем известно, какую роль в поддержании жизни в блокадном Ленинграде сыграла "дорога жизни", но город фактически спасла "ладожская флотилия". Сейчас Игорь Матюк с командой единомышленников планирует поднять головные корабли со дна Ладоги.

Так выглядит поисковый лагерь на льду Ладоги

Лед и жены — как устроена поисковая работа

"Ровно 15 лет назад я поднял свой первый танк со дна Невы. Последние семь лет моя группа проводит на Ладожском озере. Даже землю приобрел на берегу Финского залива, где оборудовал настоящую базу для поисковых работ", — рассказывает Игорь Матюк.

Он признается, что начинал все с командой, состоявшей из белорусов, но время идет, люди стареют. Поэтому команда вынуждена обновляться. Сейчас работает уже четвертый или пятый полностью обновленный состав, за исключением, конечно, героя репортажа.

"Жены не отпускают", — грустно признается Игорь Матюк. Действительно, эта опасная и трудная работа плохо сочетается с семейной жизнью.

Поисковые работы на льду чреваты опасностями

По его словам, работать проще зимой, но сейчас поиски комбинируются. Летом поиск идет с помощью специальных приборов, сонар на катере фиксирует объекты. Главный недостаток: в летнее время нет возможности спуститься к находкам.

"Летом на Ладоге очень сложно, озеро это своенравное, в летнее время идут штормы. Зимой, наоборот, прорезал лунку, спустил туда свет: прозрачность воды в зимнее время исключительная. Обследовать объекты зимой одно удовольствие", — говорит поисковик.

Исходя из почти двух десятков лет практического опыта, подъем объектов со дна также проще осуществить зимой. Для этого над лункой во льду сооружается специальная деревянная конструкция, по которой с помощью автомобильной лебедки и поднимают на свет исторические находки.

"Первый раз для подъема пришлось из Беларуси гнать ЗИЛ-157. Первый танк для музея-диорамы "Прорыв блокады Ленинграда" лебедкой этого ЗИЛа и вытащили", — вспомнил Игорь Матюк.

Игорь Матюк перед погружением на дно Ладожского озера

Мода на патриотизм

Опытный поисковик с радостью отмечает, что в России наконец появился интерес к патриотической тематике. По его словам, возникла даже своеобразная "мода на патриотизм", хоть так и не принято говорить.

"Сколько лет уже занимаюсь историей блокады Ленинграда и все не могу понять, как люди за 200 граммов хлеба корабли руками делали. Это то, над чем вечно думаешь, когда открываешь все новые эпизоды истории", — подчеркнул белорусский поисковик.

Сейчас в планах у Игоря Матюка по-настоящему масштабная операция. Несколько лет назад ему удалось найти флагман "ладожской флотилии", сторожевой корабль "Пурга". На Ладоге его боялись все, и только немецкой авиации удалось его подорвать.

"Корабль потопили 1 сентября 1942 года. Сейчас нашелся нос этого судна. В планах отделить его под водой вместе с якорями. Мы сделаем с ним памятник: выходящий из гранитной скалы погибший на Ладоге корабль", — рассказал он.

Игорь Матюк не скромничает, как большинство белорусов, и честно признается, что музей "Дорога жизни" стал таким красивым в том числе благодаря экспонатам, которые он сам передал.

Игорь Матюк передал поднятый со дна Ладоги якорь сторожевого корабля "Конструктор" музею "Дорога жизни"

В планах "Зибель"

А летом на Ладожском озере пройдет, пожалуй, самая уникальная операция, которая когда-либо осуществлялась на водной глади.

История сохранила для нас подробности самого известного боя в водах Ладоги, когда 23 немецких корабля атаковали маленький остров на озере. Советский гарнизон сумел отбить эту атаку.

"Это бой у острова Сухо", — напомнил белорусский поисковик.

В бою принимали участие немецкие десантные паромы-катамараны типа "Зибель". Один из этих кораблей и будет поднят со дна для музея "Дорога жизни".

"Это огромная экспедиция, в которой будет задействован целый флот. В ходе нее будет использовано самое современное российское водолазное оборудование, потому что там большие глубины", — резюмировал Игорь Матюк.