МИНСК, 30 янв — Sputnik. Нике и Уле год и три. Хохотухи. Одна еще и непоседа — ползает, встает у кровати. Уля в основном лежит. С полгода назад у нее диагностировали эпилепсию. Чтобы погасить судороги, девочке начали давать противосудорожные препараты.
"На судорогах она откатилась. Перестала голову держать. Просто лежала, ничего не делала. Три месяца мы купировали судороги. Сейчас у нее появилась и опора, ее можно поставить на четвереньки, и она будет стоять", — рассказывает мама близняшек Алиса.
Девочки родились недоношенными, в 26 недель. На третьей неделе жизни у обеих случилось внутрижелудочковое кровоизлияние, причем у одной из девочек — самой тяжелой четвертой степени (это когда кровь из желудочков мозга распространяется дальше, в нервную ткань). И у Ники, и у Ули к году медики диагностировали нарушения опорно-двигательного аппарата, признали у девочек инвалидность, присвоили им соответствующий статус.
Алиса предполагала, что, по крайней мере, в бытовом плане ей станет немного легче — у нее появилось право на парковочное место у дома. Но оказалось, что за место еще надо повоевать.
"Вас тут не стояло"
Пока статус здоровья девчонок был не определен, Алиса с супругом парковались, где получалось — если были места, то на парковке у дома, если нет, то вдоль дороги или у магазина.
Когда девочкам подтвердили инвалидность, Алиса прикрепила к автомобилю соответствующий знак и попыталась заехать на специальное место. Благо живут они в новом районе, где жилье строят по современным стандартам, которые предусматривают среди прочего обязательные места для инвалидов на парковке. Но место раз за разом было занято.
"До этого там постоянно стояли машины, это место всегда было занято. Когда мы наклеили знак и периодически, когда там было свободно, стали ставить туда машину, мы надеялись, что люди увидят, что появилась такая машина, и перестанут парковаться на этом месте. Но этого не произошло", — рассказывает Алиса.
Спустя некоторое время они стали оставлять записки под дворниками машин, которые парковались с нарушением — опознавательного знака "Инвалид", который дает право на это место, на этих авто не было. В записках объясняли, что это место нужно семье с инвалидами и просили не ставить сюда машину. Реакции со стороны водителей-нарушителей не было.
"Я с ними и разговаривала, подходила и говорила, что это парковка для инвалидов, пожалуйста, не ставьте. А мне в ответ: "Мы тут всегда ставим машину, не надо нам тут свои порядки устанавливать", — рассказывает Алиса.
О том, что у нее самой двое детей с инвалидностью, Алиса своим собеседникам не говорила. Почему? Говорит, потому что боялась услышать в свой адрес еще больше негатива. Вместо этого стала фотографировать машины нарушителей и отправлять снимки в проект "Перехват" ГУВД Мингорисполкома, а затем и вызывать ГАИ.
Итогом этой наступательной операции стало то, что ее саму пригласили в ГАИ и попросили объяснить, на каком основании она, внешне здоровая молодая женщина, претендует на это место. Оказалось, бдительные граждане просигнализировали в органы и попросили проверить законность наклейки "инвалид" на стекле ее машины.
Более 20 килограммов
С ГАИ Алиса объяснялась уже дважды. В первый раз — по телефону. Отправила дежурному по Вайберу документы. Тот посмотрел заключения медиков, извинился и посоветовал не стесняться, вызывать ГАИ каждый раз, если место для инвалидов будет занято не имеющими на это право авто.
"Во второй раз я поехала в ГАИ. Поскольку дежурный по телефону мне сказал, что можно оставить копии документов, написать заявление, и тогда нас перестанут беспокоить по подобным жалобам. Но это оказалось совсем не так. Когда я приехала в ГАИ, мне сказали, что копировать документы не будут, что будут реагировать на каждый вызов, и каждый раз будут спрашивать у меня документы", — рассказывает Алиса.
Алиса хочет, чтобы работал закон. Чтобы место, которое предназначено для инвалидов, было ей доступно. Хочет, чтобы у нее была возможность попасть домой кратчайшим путем — а это место ближайшее к подъезду. В их ситуации кратчайший путь не прихоть. В общей сумме Алисе с мамой, чаще всего она помогает ей с девчонками, приходиться тащить к машине около 25 килограммов. Девочки, причем одна в люльке, плюс многочисленные пакеты.
"Пока у нас папа в отпуске, он девочек носит. А я с пакетами. Мы же когда куда-то едем, везем с собой пакет с памперсами, влажными салфетками, водой, таблетками. У Ули, например, по часам идет прием противосудорожных. Этот препарат набирается в шприц, разбавляется водой — это все берется в пакет. А еще же медицинские документы… Если мы едем к врачам — я вам сейчас покажу эти папки. Так что пакет с папками еще несколько килограммов весит", — рассказывает Алиса.
А ездят они каждый день. Вся неделя расписана: терапия, врачи, анализы. На войну с соседями нет времени. Решить проблему, по мнению Алисы, могло бы увеличение штрафов. В западноевропейских странах, где попытка встать на место для инвалидов может обойтись в сто — двести долларов, белорусы более уважительно относятся к правам людей с повышенными потребностями.
Вместе с еще одной мамой ребенка с инвалидностью Алиса составила петицию, в которой предлагает существенно увеличить штрафы за нарушение правил остановки и стоянки: до 10 базовых величин вместо существующих ныне двух базовых (50 рублей).
Кроме того, составители петиции полагают, что должен быть изменен и порядок реагирования инспекторов ГАИ на подобных нарушителей. Сейчас инспектор ГАИ, увидевший неверно припаркованный автомобиль, должен дождаться автовладельца, чтобы выписать штраф. Поэтому на практике, по мнению Алисы, нарушитель часто и остается безнаказанным.
Поэтому в Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, по мнению авторов петиции, стоило бы внести изменения, которые позволили бы сотрудникам ГАИ составлять протоколы без розыска водителя, а при повторном нарушении еще бы давали право на эвакуацию таких транспортных средств на штраф-стоянку. Пока предложения Алисы поддержали около 500 человек.
Sputnik получил комментарий по данной ситуации у начальника отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергея Зараника.
"Согласно закону "Об Обращении граждан" сотрудник ГАИ должен выехать на место заявления и провести проверку, установить, существует ли факт нарушения Правил дорожного движения или нет. В данном случае — проверить законность установки значка "Инвалид" на стекле автомобиля. Однако сотрудник ГАИ не может иметь при себе документы женщины, соответственно, знать, законно или нет установлен знак. Для того чтобы проверить законность установленного значка, необходимо при каждой проверке предъявить документы, подтверждающее законность установки данного знака на машине. У Госавтоинспекции к этой женщине претензий нет. Но есть определенный порядок и перечень документов, процедур. Мы всегда готовы помогать, особенно в таких случаях", — сказал он.
"Кроме того, стоит подумать и о выстраивании отношений с соседями. Поговорить с ними. Что, возможно она стеснялась говорить о болезни детей. Но сейчас — после публикации — мне кажется, уже можно и нужно это сделать, объяснить соседям напрямую свою ситуацию, и что, останавливаясь под этим знаком, она ничего не нарушает", — резюмировал собеседник Sputnik.