Как в "Огоньке": выставку фотографий Льва Бородулина показали Минску

В советские времена именно в спортивной фотографии допускалась максимальная творческая свобода.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Фотовыставка мастера спортивной фотографии Льва Бородулина открылась в Минске в галерее Михаила Савицкого. Сам автор представленных снимков в эти дни празднует 95-летие, приехать на открытие он не смог, но тот факт, что снимки Олимпиад давно минувших дней накануне Олимпиады в Пхенчхане показывают именно в Минске, организаторы выставки считают символичным.

На выставке представлено больше ста фотографий, все они — авторские отпечатки, многие с печатью журнала "Огонек", в котором работал Бородулин. На отдельных стендах можно посмотреть на обложки журнала, снимки для которых сделал автор.

Спорт и свобода совместимы

Сам Бородулин участвовал в обороне Москвы и взятии Берлина, а после войны взял в руки фотоаппарат. Критики говорят, чтобы не умереть от голода в послевоенную разруху.

В советские времена, когда фотография должна была выполнять главным образом идеологическую функцию, спортивная тематика предоставляла фотографу поле для эксперимента, рассказали организации выставки. Здесь не нужно было следовать канонам и оглядываться на мнение правящей верхушки. К тому же спортивная тематика позволяла путешествовать и изучать другие страны, так что причины, почему мастер фотографии избрал для себя именно эту тематику, довольно очевидны.

Гимнастка Ольга Харпова, обложка журнала "Огонек", 1967 год

"По заданию редакции "Огонька" Лев Бородулин выезжал на Олимпиады и все значимые спортивные события в мире. Снимки Бородулина сразу перешагнули рамки официального фоторепортажа. Он показывал спорт таким, каким его еще не видел никто. Умение мастерски "словить" мгновение, выстроить композицию, расставить акценты, уловить и передать чувства и характер спортсменов, переводили снимки Бородулина в сферу высокого искусства", — рассказала куратор выставки и одной из крупнейших коллекций советской фотографии Borodulin Collection Майя Кацнельсон.

Фотография "С вышки"

Сколько бы свободы ни было у спортивного фотографа, ему удалось накликать на себя и гнев правящей верхушки. Снимок "С вышки!", который сперва украсил обложку "Огонька" накануне Олимпиады в Риме, а после был продан с аукциона Sotheby's за 3793 доллара, вызвал гнев идеолога Михаила Суслова. Снимок раскритиковали за формализм. Вариантов обложки было несколько, но редколлегия выбрала этот. И к моменту, когда журнал вышел в продажу, Бородулин был в Риме. Редактор журнала взял ответственность перед гневом идеолога на себя.

Гимнастический круг

Но в следующий раз фотография Бородулина появилась на обложке спустя четыре года после Олимпиады в Токио в 1964 году. Тогда Лев Бородулин первым в СССР обзавелся объективом "рыбий глаз", с его помощью была сделана легендарная фотографии "Мы играем в волейбол" и "Гимнастический круг".

С молотка и в Белый дом

Его работы были представлены на крупнейших аукционах мира, не только Sotheby's, но и Christies, Swann. С его снимками из серии Sport in USSR попали в коллекции любителей спорта и искусства из России, Англии, Франции, США, Чехии, Голландии и других стран мира. Его снимок "Парад", который был сделан в 1956 году, приобрел для Белого Дома Билл Клинтон.

Четырехкратный Олимпийский чемпион Альфред Ортер (США), Рим, 1960

Работы фотографа в период распада СССР спасал его сын, Александр Бородулин, который также стал известным фотографом. О Borodilin collection сам автор фотографий сказал — "Успеть показать…" Сам фотограф однажды призвался, что боялся не дожить до своей выставки, не успеть рассказать, показать — отсюда название проекта.

На пике славы в 1973 году он эмигрировал в Израиль, но звание классика советской фотографии к этом моменту за ним уже закрепилось. В Израиле Бородулин продолжал снимать — не только спорт, но и виды этой страны, по его снимкам многие познакомились с Израилем на расстоянии.