Летом 2013 года во всех минских школах должны были появиться системы видеонаблюдения. Это должно было гарантировать, что на территорию школы не проберется никто посторонний. Так ли хорошо защищены ученики белорусских школ, как об этом рассказывают, выяснили корреспонденты Sputnik, попытавшись проникнуть на территорию пяти учебных заведений.
Турникеты не заменят человека
Школа №155 находится под защитой сторожа Валентины Ивановны. Женщина работает здесь уже два года, за это время родителей и школьников успела выучить в лицо. Но всякий родитель, входящий в школу, должен сообщить, кого именно пришел забирать, записаться в журнал посещений, а сторож проверяет наличие фамилии ученика в специальных списках. Родители на неудобства не жалуются и говорят, готовы сделать все, чтобы безопасность детей была обеспечена максимально хорошо.
"У нас установлены две камеры наблюдения, обзор подходящий. Район здесь тихий, я увижу, если идут незнакомые люди. А скоро планируют поставить турникеты, но сроки пока неизвестны", — рассказала Валентина Ивановна.
Даже если к школьникам придут друзья из других учебных учреждений, навстречу к ним выйдут старшие, расспросят, кто и с кем хочет переговорить, и пригласят к проходной.
Вахтер в соседней школе не позволил журналистам пройти дальше своего поста. В школе еще не установили турникеты, зато вахтер работает с 1991 года, долгое время была в школе учителем, и от входа отправила журналистов записывать в журнал свои данные.
"Вы бы никуда не попали, я вас уже увидела", — сообщила сотрудница школы журналистам и указала на камеры.
Красная кнопка
"Про нас уже писали, система охраны замечательная", — встречают журналистов на входе СШ №146.
Попасть в школу постороннему невозможно — вход только по специальным карточкам, без нее дверь не открыть, с охраной можно поговорить по домофону.
"У каждого сотрудника и каждого ученика есть именные документы — карта ученика и карта сотрудника. Прикладываешь карточку, загорается зеленая лампочка — щелк — и даже ребенку понятно, что можно проходить. На карте ученика есть фотография, фамилия и имя, если ребенок потерял карточку на улице, скорее всего, ее принесут к нам", — рассказал сотрудник охраны Борис Владимирович и нажал зеленую кнопку, открывая двери корреспондентам.
На мониторы поста охраны выводятся видеозаписи камер наблюдения. Борис Владимирович порой сам открывает детям двери, чтобы не заставлять школьников подолгу на морозе копаться в рюкзаке в поисках карточки.
"Если все, что было задумано изобретателями карточек, довести до конца, система будет идеальной. В карте заложена возможность отправлять родителям смс о том, что ребенок пришел в школу или ушел из нее. Этой карточкой можно будет расплачиваться в столовой, в общественном транспорте, в библиотеке за платные услуги. Но пока все эти функции в карточке не функционируют", — рассказал собеседник агентства.
Работая больше года, не только он знает родителей учеников в лицо, но и родители узнают его на улице и здороваются.
"Если бы вы пришли и сказали мне — "Я к Пете Иванову из 1-го "А", то я открою журнал со списками классов и проверю, учится ли там Иванов Петя. И если нет, никуда вас не пущу", — рассказал Борис Владимирович.
Родители хотят за турникет
"Никуда не пущу", — безапелляционно заявляет вахтер одной из школ в районе Каменной горки, но в остальном проявляет добродушие. В школе установлены турникеты, но карточки всем школьникам пока не выдали, вахтер пропускает в школу вручную — нажатием кнопки.
В одной из школ рассказали, что пропускная система порой встречает неожиданных противников — самих родителей. Каждому родителю хочется проводить ребенка до дверей кабинета, встретить у гардероба, но не имея пропуска, родители остаются ждать у вахты. Администрация пытается объяснить, что этого требует система безопасности — даже лучший сотрудник охраны может не запомнить родственников каждого из сотен учеников, но многие родители все равно обижаются и грустно ждут своих детей по ту сторону турникета. Впрочем, многие относятся к системе с пониманием.
"И мы понимаем — конечно, родителю хочется посмотреть, как ребенок, что с ним. Но нам с турникетами удобно — раньше кто захотел, тот прошел, а ты кричи ему, теперь спокойнее", — признала вахтер.