ГРОДНО, 11 янв – Sputnik, Инна Гришук. Сторона защиты мастера по ремонту оборудования, который считается единственным обвиняемым во взрыве на "Гродно Азот", нашла ошибки в выводах экспертов Комитета государственных судебных экспертиз.
Об этом сообщил адвокат обвиняемого на очередном судебном заседании, которое прошло в суде Октябрьского района Гродно.
Защита уверена, что пожара не было
Дело о взрыве на ОАО "Гродно Азот" в суде в Гродно рассматривают с конца августа. В цехе выпарки едкого натра (ВЕН) взлетело на воздух более 60 тонн опасного вещества (гидроксиламинсульфата, или ГАС), погибли двое рабочих.
Сейчас на суде обсуждают вопрос, верными ли были результаты экспертов Государственного комитета судебных экспертиз. Согласно их выводам, причиной пожара в цехе ВЕН стали летящие от газового резака искры, капли и частицы раскаленного металла, в результате чего произошел взрыв 60 тонн продукции.
Сторона защиты, напротив, уверена, что пожара не было. Они изучили методику расчетов и данные, которые использовались экспертами государственной судэкспертизы. Как отметил адвокат обвиняемого, в основу расчетов судэкспертизы были взяты некорректные данные, а значит, и выводы можно поставить под сомнение.
По мнению защиты, при расчетах была сильно завышена температура капель металла, летящих от газового резака. Причина в том, что эта цифра бралась из другого описанного в литературе эксперимента, в ходе которого использовалось более мощное оборудование, чем то, которое применяли в цехе ВЕН в день ЧП.
Более подробно об этом должен рассказать специалист, которого суд вызовет на следующее заседание.
Адвокат: правду покажет только реальный эксперимент
По мнению стороны защиты, на ряд возникших в ходе суда вопросов сейчас нет однозначных ответов. Во-первых, могли ли раскаленные капли металла, которые отлетали от газового резака во время резки трубы, долететь до укрытого картоном и упакованного в полиэтиленовые мешки взрывоопасного вещества. Во-вторых, какая температура была у капли этого металла в момент ее падения. И хватало ли этой температуры, чтобы вызвать горение картона, которым были укрыты мешки с ГАС.
Так как нет методики расчета данных цифр, то уточнить их поможет только реальный эксперимент. Суд отправлял запрос в Университет гражданской обороны МЧС Беларуси с просьбой провести лабораторные исследования, но получил ответ о том, что сделать это в испытательной лаборатории учебного заведения невозможно.
Суд рассматривает дело с августа
На предыдущих заседаниях были допрошены очевидцы и пострадавшие. По их словам, бригадам, выполнявшим в день ЧП огневые работы в цеху ВЕН, не объяснили, что в цеху находится опасный химикат. Здание относится к самой безопасной категории "Д". Это значит, что в нем не должно находиться горючих и взрывоопасных веществ и предметов. Тем не менее, в цеху хранилось более 60 тонн продукции — гидроксиламинсульфата кристаллического, который был запакован в мешки и прикрыт листами картона.
Также ранее о выявленных нарушениях на ОАО "Гродно Азот" после взрыва в суде рассказывали и сотрудники Инспекции труда. В их заключении виновными признаны четыре человека, допустившие нарушение должностных инструкций — начальник цеха ВЕН, начальник отделения, начальник смены цеха ВЕН, а также мастер по ремонту технологического оборудования ОАО "Гродно Азот".
Суд по делу о ЧП на ОАО "Гродно Азот" начался 23 августа. Мастер по ремонту технологического оборудования признан единственным обвиняемым по делу. В день ЧП, 6 июня 2016 года, он руководил ремонтными работами и отвечал за соблюдение пожарной безопасности.
Минтруда самоустранилось от контроля безопасности труда на "Гродно Азот" >>
Мужчине предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 304 УК Беларуси (нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека). Ему грозит до семи лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Обвиняемый свою вину не признает.