Ралли "Дакар": что это такое и с чем его ездят?

Один из самых известных и сложных ралли-рейдов планеты – "Дакар-2018" – стартует 6 января, эта гонка будет юбилейной в истории.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

"Дакар-2018" станет 40-м по счету ралли-рейдом и в десятый раз пройдет по территориям южноамериканских стран — Перу, Боливии и Аргентины. Почему ралли "переехало" из Европы и Африки на другой континент, а также о некоторых основных его триумфаторах — в обзоре Sputnik.

Организаторы "Дакара-2018" опубликовали видео маршрута ралли-рейда

Рождение "Дакара"

Различные состязания между автомобилистами начались почти сразу после того, как машины с двигателями внутреннего сгорания стали обретать популярность. Первая гонка прошла в далеком 1896-м, когда 21 автомобиль вышел на старт 126-километрового участка между Парижем и Руаном. С тех пор автомобильные соревнования становились все сложнее и разнообразнее, становились популярными у публики, и спорт лишь ускорял прогресс автомобилестроения.

Идея проведения "Дакара" принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину. Он заблудился в ливийской пустыне в ходе ралли "Абиджан — Ницца", его нашли туареги спустя три дня, и это опасное приключение вдохновило его на проработку маршрута нового ралли-рейда. И первая гонка формата "Дакара" стартовала 26 декабря 1978 года в Париже и финишировала в столице Сенегала, Дакаре. На старт вышли 182 участника, из них 80 автомобилей, 90 мотоциклов и 12 грузовых экипажей. К финишу в общей сложности пришли лишь 74, а первым победителем "Дакара" стал француз Сирил Неве на мотоцикле — тогда абсолютно все гонщики ехали в одном зачете, отдельные категории автомобилей, мотоциклов и грузовиков появились спустя два года.

Один из первых стартов ралли "Париж-Дакар"

До 2008-го ралли проходило на европейском и африканском континентах, однако после угрозы терактов "Дакар-2008" был отменен, а с 2009 года гонка впервые прошла в Южной Америке, в это же время в ралли-рейде появился еще один зачет — квадроциклов.

Рекордсмены "Дакара" и женщина-победитель

Непревзойденным рекордсменом "Дакара" является француз Стефан Петерансель — шесть раз он выигрывал ралли за рулем мотоцикла, остальные семь — на внедорожниках. В последний раз "Дакар" покорился Петеранселю в 2016-м.

В списке рекордсменов присутствует и российская команда "КАМАЗ-МАСТЕР" — начиная с 1990-го 14 раз ее экипажи выигрывали легендарный марафон, в последний раз — в прошлом году.

Единственная женщина-триумфатор "Дакара" Ютта Кляйншмит

Есть среди победителей "Дакара" и женщина — уроженка Кельна Ютта Кляйншмит впервые стартовала в ралли-рейде в 1988 году за рулем мотоцикла, несколько лет была штурманом еще одного триумфатора "Дакара" — Жана-Луи Шлессера. А в 2001-м за рулем внедорожника Mitsubishi немка стала первой и пока единственной женщиной, которая выигрывала "Дакар".

МАЗы на "Дакаре"

Белорусская команда "МАЗ-СПОРТавто" будет покорять южноафриканское бездорожье уже в седьмой раз, рассчитывая на значительное улучшение прошлогоднего рекорда. Тогда МАЗовцы показали лучший результат за всю историю выступлений в "Дакаре" — экипаж Александра Василевского стал шестым в зачете грузовиков.

МАЗы выступят в "Дакаре-2018", который станет 40-м по счету

В этом году команда решила полностью сохранить состав экипажей, гоночные грузовики были обновлены после "Шелкового пути" и все получили кондиционеры, что поможет экипажам в условиях сильной жары. Как ранее отмечал руководитель команды Сергей Вязович, в этом году команда намеревается включиться в борьбу за подиум в грузовом зачете. Условия для этого есть, учитывая огромный опыт экипажей, проверенную временем технику и то, что один из грандов "Дакара", голландец Жерар де Рой пропустит этот марафон — он решил принять участие в гонке Africa Eco Race.

Опасный спорт

"Дакар" редко обходился без происшествий, иногда смертельных. За все годы проведения ралли погибли более 70 человек, причем далеко не все были гонщиками — в трагическом списке журналисты, зрители и механики.

Первая смерть на "Дакаре" случилась во время его дебюта в 1979 году — мотоциклист из Франции Патрис Доден потерял контроль над своим байком и ударился головой о камень при падении. Последний смертельный случай зафиксирован в 2016-м, когда польский мотогонщик Михал Херник не вышел на связь в условленное время. После длительных поисков тело мотоциклиста обнаружили в отдалении от трассы — гонщик заблудился и умер от обезвоживания. Из гонщиков больше всего в ралли гибли мотоциклисты — их 19, шесть гонщиков на внедорожниках и один водитель грузовика.

Несмотря на опасные и тяжелые условия, в которых соревнуются участники "Дакара", да и других ралли-рейдов, интерес к гонке не ослабевает, и в заявочном списке появляются не только новые имена, но и команды.

Читайте последние новости о ралли "Дакар-2018" на Sputnik >>