Охота на призраков: удастся ли "архитекторам санкций" навредить Беларуси?

© PixabayБизнес-расчеты
Бизнес-расчеты - Sputnik Беларусь, 1920, 30.08.2021
Подписаться
Неужели действительно в случае с очередными санкциями в отношении Беларуси левая рука не знает, что делает правая? Подробности выяснял колумнист Sputnik Николай Левчук.
Отзыв рейтингов двух госбанков - Беларусбанка и Белинвестбанка - международным рейтинговым агентством Fitch Ratings совпал с выделением МВФ специальных прав заимствования для Беларуси на сумму эквивалентную $923 млн для восстановления после пандемии коронавируса. Это вызвало когнитивный диссонанс у радетелей за антибелорусские санкции.

Кризис ликвидности

"Плакальщикам" о выделенном для Беларуси кредите МВФ невдомек, что у защищаемой ими же американской модели тоже бывают кризисы ликвидности. Точнее сказать, перманентное разрешение кризиса ликвидности долларовой системы является естественной формой ее жизни – доминантой динамического равновесия, в достижение которого вовлечен едва ли не весь мир. Поэтому проамериканское "раздвоение" на белорусском направлении легко объясняется тем, что бенефициары долларизации сами заинтересованы в том, чтобы удачно пристроить эмитируемую ими валюту. Даже если речь идет об эмиссии специфической безналичной валюты SDR – Special Drawing Rights (специальные права заимствования).
>>>Крупнейший банк Беларуси урезает собственный функционал
Неудивительно поэтому, что на брифинге для прессы 23 августа пресс-секретарь внешнеполитического ведомства США Нед Прайс на уточняющий вопрос о кредите МВФ для Беларуси сказал: "У меня нет ответа на это", – ограничившись стандартным набором антибелорусской риторики. При этом официального подтверждения о том, что Беларусь воспользовалась возможностью специальных прав заимствования, пока не было, хотя ряд СМИ поспешил заявить о зачислении кредитных средств в золотовалютные резервы страны (ЗРВ). По предварительным данным Национального банка, международные резервные активы Республики Беларусь на 1 августа 2021 года составили $7 442,4 млн (в эквиваленте). За июль 2021 года ЗРВ выросли на $33,0 млн (на 0,4%) после снижения в июне на $353,7 млн (на 4,6%).
>>>Что задумал Fitch: зачем американский хорек "покусал" белорусские банки
Еще в июне на совещании с кабинетом министров президент Беларуси Александр Лукашенко высказался о предложении "быстрого финансирования" от МВФ в том смысле, что "мы ни под кого плясать не будем". "Там уже появляются требования: вы, мол, в борьбе с коронавирусом в Беларуси делайте как в Италии! Слушайте, я не хочу, чтобы… в Беларуси повторилась ситуация как в Италии. Я этого не хочу. У нас своя страна, своя ситуация... МВФ продолжает требовать от нас: вы давайте карантин, давайте изоляцию, давайте комендантский час! Слушайте, что за глупость!" – сказал глава государства. Если правительство все-таки решит воспользоваться кредитом, то зачисление этих средств в ЗРВ станет наиболее рациональным его применением.

Паритет нарушен

Во всей этой истории с кредитом МВФ примечательно то, что рекордная эмиссия специфической валюты и вакцинация оказались взаимообусловленными явлениями. Историческое по размеру распределение специальных прав заимствования (SDR) среди стран – участниц Международного валютного фонда (МВФ) на 456 млрд SDR, что эквивалентно $650 млрд вступило в силу 23 августа. А дорожная карта финансирования для прекращения пандемии к концу 2022 года, в которой фигурирует эта сумма, была опубликована на сайте Фонда Рокфеллера еще 6 апреля этого года. За данное время в мире была проведена мощная пропагандистская кампания.
>>>Дочка "Белоруснефти" в России приобрела нефтяную компанию
Если полностью разобрать эту "матрешку", то, возможно, удастся добраться до узкой группы лиц, принимающих решения, задавшись вопросом не о том, откуда взялась пандемия, а для чего она была нужна – отличное прикрытие для мирового передела собственности. Беларусь – одна из немногих стран, которая не вводила локдаун, что положительно сказалось на экономических показателях. Ее жесткая кредитно-денежная политика позволяет нивелировать риски внешних спекулятивных воздействий. Но за это приходится платить свою цену.
>>>Тяжелый год Лукашенко: самолеты, мигранты и санкции
Наиболее негативный эффект на финансовую систему страны окажут вторичные санкции. Согласно инструкции OFAC Офиса по контролю за иностранными активами Министерства финансов США, это ограничительные меры, направленные против нарушителей уже существующих санкционных режимов. В качестве вторичных санкций Министерство финансов США может поместить ту или иную компанию или физическое лицо в санкционный список SDN за их предполагаемые связи с подсанкционными экономическими субъектами, или назначить штраф.
Но в итоге санкции бьют по обычным гражданам, а не только по тем, против кого непосредственно они были направлены. Так, 16 августа на сайте белорусского "Абсолютбанка" появилось сообщение о приостановлении ряда операций с физическими лицами. Временно прекращены переводы денежных средств (в том числе без открытия счета) в иностранной валюте, за исключением переводов в российских рублях и переводов на счета в банках-резидентах, выдача и обслуживание банковских платежных карточек международной платежной системы Visa, отправка и выдача переводов в международной системе Western Union. Сообщается, что индивидуальных предпринимателей изменения не коснутся.
>>>Товарооборот Беларуси и России резко увеличился
"Паритетбанк" внес изменения в условиях обслуживания, предупреждая риски, которые могут возникнуть по независящим от банка причинам. Для белорусской банковской системы в целом закрывается доступ на рынок заимствований ЕС. Европейским организациям запрещается продавать или выпускать на белорусском рынке ценные бумаги, использовать долгосрочные финансовые инструменты. "Архитекторы санкций" методично отрезают Беларусь от Европы, а их адепты при этом истошно орут о ее "европейском выборе".

Эмиссионный кредит

У белорусского финансового сектора и прежде бывали периоды, когда он балансировал на грани поддержания ликвидности, а теперь вновь придется затягивать гайки, чтобы иметь возможность кредитовать реальный сектор. Опыт показывает, что Беларусь на "ручном управлении" экономикой сможет продержаться достаточно долго, сумев удержать курс доллара в рамках прогнозных значений. А там и подмога подоспеет, чему может поспособствовать и зачисление в ЗВР "ковидного" кредита МВФ.
Основной удар финансовых санкций примут на себя простые граждане, а также малый и средний бизнес, для которого ограничатся возможности развития ввиду удорожания кредитования. При этом финансовый сектор страны с целью усиления гарантий своих операций качнется в сторону Китая и России, которая, кстати, в ходе дополнительной эмиссии резервов МВФ получила SDR на $17,5 млрд.
>>>Как Россия поможет белорусским товарам выйти на рынки третьих стран?
Получается, что "архитекторы санкций" заинтересованы поддерживать атакуемые ими экономики в состоянии пациента, который скорее жив, чем мертв, чтобы иметь возможность решать проблемы уже своей ликвидности. Не зря они стращают отлучением от SWIFT, но реально не отключают. Этим и надо пользоваться, чтобы минимизировать последствия санкций, выстраивая альтернативные модели эффективности. И вновь, перед денежными властями должен встать вопрос о стратегической дедолларизации. Причем перед российскими еще в большей степени, чем перед белорусскими.
Последние в отличие от России не пускают на свой рынок международных финансовых спекулянтов, активно пользуются инструментами государственного регулирования, что является спасательным кругом в условиях санкционной волны. В свою очередь, Россия свои более чем полутриллионные рекордные ЗВР может использовать для ужесточения кредитно-денежной политики с целью поддержания стабильного курса рубля и обеспечения доступа к дешевым кредитам для реального сектора, а не вкладывать их в западные финансовые инструменты, что положительно отразится и на белорусской финансовой системе. Санкции – хороший повод полностью перейти на рублевые взаиморасчеты с Беларусью.
У нас нет обоснованных возможностей слепо копировать проводимую с помощью инструментов МВФ американскую монетарную политику "вертолетных денег", которая приведет лишь к очередному схлопыванию курса рубля. Но у обоих государств есть возможность кредитной эмиссии для финансирования воспроизводства средств производства и модернизации отраслей реального сектора экономики – это вложения в будущее, в том числе будущее российско-белорусского Союза.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Лента новостей
0