Все время тянет в Минск: Беларусь подарила украинке новое сердце

© Photo : из личного архива Екатерины КравецКатя Кравец, которой пересадили сердце в белорусской клинике
Катя Кравец, которой пересадили сердце в белорусской клинике - Sputnik Беларусь, 1920, 01.02.2021
Подписаться
Девушка приехала из Винницы в Минск, чтобы в буквальном смысле обрести новую жизнь. И ее мечта сбылась: белорусские врачи провели Кате одну из сложнейших операций по пересадке сердца.

Четыре года назад у Кати Кравец началась вторая жизнь. При том, что та, первая, была очень непростая и могла закончиться в любую минуту. Одышка, боль и страх от неопределенности, что будет дальше. У Кати была тяжелая сердечная патология. Врачи на Украине делали неутешительные прогнозы. Но все изменила долгожданная трансплантация, которую девушка называет "чудом".

Sputnik разузнал, как сейчас живет Катя с новым сердцем. Легко ли ей было перенести коронавирус? И думает ли девушка о том, что цена ее жизни, увы, чья-то смерть?

С Катей мы созваниваемся по видеосвязи. Она у себя дома – в Виннице. Планировала пройти обследование в Минске, но визит к докторам пришлось отложить из-за пандемии.

В руке у нее – катетер. Рядом стоит капельница. Девушка проходит курс поддерживающей терапии из-за недавно перенесенной пневмонии.

"Все обошлось. Застудилась. Но никаких серьезных последствий", – отшучивается собеседница.

Все самое худшее в жизни девушки, как она сама утверждает, позади – осталось в 2017 году.

Жизнь на "до" и "после"

Кате Кравец еще в детстве поставили диагноз "гипертрофическая кардиомиопатия". Это когда мышцы сердца аномально уплотняются и в итоге плохо перекачивают кровь. Врачи сказали: патология врожденная, передалась по наследству от матери. И если в детстве диагноз особо не давал о себе знать, то к совершеннолетию состояние стало резко ухудшаться.

"Ужасно было. Я не могла ходить, подняться по лестнице – целая проблема. Жары не переносила вообще. Тахикардия мучила. Пульс под 200 был все время", – делится собеседница.

Винницкие врачи направили в Киев, так как начались серьезные ухудшения.

"Тело постоянно отекало, самочувствие отвратительное было. Казалось, что уснешь и не проснешься. Очень боялась этого", – говорит девушка.

В Национальном институте сердечно-сосудистой хирургии имени Н. М. Амосова сделали операцию – установили кардиовертер-дефибриллятор, который борется с аритмией при помощи удара током. Но вердикт врачей все равно был неутешительным: нужна пересадка.

"Но в то время в Киеве не делали пересадок сердца. Сейчас, вроде бы, стали. Но тогда это было мечтой для многих пациентов. Кто-то так и не получил нового сердца", – с грустью отмечает Катя.

Руководитель РНПЦ трансплантологии Олег Руммо - Sputnik Беларусь, 1920, 02.07.2020
Беларусь вошла в десятку стран – лидеров в области трансплантологии

Собеседница говорит, что самое страшное – неопределенность. Когда ты понимаешь, что жить как раньше ты не можешь, а будущее весьма туманно – трансплантации можно и не дождаться.

Позже девушку поставили в очередь на пересадку – на Украине она была 147-й по счету.

В ожидании пересадки сердца 

Катя прожила с дефибриллятором больше 3 лет, но ей становилось хуже. Почти перестала ходить. Тогда врачи предложили поехать в Минск на консультацию, выписали направление в РНПЦ "Кардиология". Так она узнала, что есть программа сотрудничества между украинскими и белорусскими кардиологами.

Девушка уверена – ей повезло. Она вообще считает себя везучим человеком.

© Photo : из личного архива Екатерины КравецТо, что ее согласились принять на операцию в Беларуси, Катя считает настоящей удачей
Все время тянет в Минск: Беларусь подарила украинке новое сердце - Sputnik Беларусь, 1920, 01.02.2021
То, что ее согласились принять на операцию в Беларуси, Катя считает настоящей удачей

"Были случаи, когда отправляли документы пациентов в Минск для трансплантации, и там отказывались браться, мол, без шансов, – рассказывает героиня. – Мне повезло, потому что консилиум белорусских врачей согласился сделать мне операцию".

Но решение врачей – это только половина дела. Нужно дождаться самого главного – донорского сердца. В Минске Катю поставили уже в другую очередь на пересадку.

"При этом профессор Юрий Островский, который потом делал саму операцию, сказал на консилиуме, что осталось мне жить два месяца. Я думала, не дождусь", – признается она.

Домой не поехала. Ее оставили в кардиоцентре в Минске. Делали обследования.

"Помню, как спустя три недели где-то меня вызвал врач в кабинет и сказал, что есть подходящее сердце, через сутки операция", - рассказывает она.

Забегая вперед, Катя говорит, что трансплантацию ей сделали бесплатно. Оплачивало все лечение Министерство здравоохранения Украины.

Как во сне - операция 

Операция состоялась ровно через сутки. Катю отвели в операционную. Девушка признается: не боялась.

Доноры сдают кровь  - Sputnik Беларусь, 1920, 11.06.2020
Донор плазмы для больных COVID-19: чем болела, узнала, когда выздоровела

"Хотелось, чтобы муки мои поскорее закончились. Вот чтобы уснула и проснулась с новым сердцем, с новой жизнью".

Чаще всего Катю спрашивают, что она помнит о самой операции, возможно, сны какие-то снились. "Ничего не видела, – улыбаясь, рассказывает она. – Помню только, как разговаривала до наркоза с анестезиологом, а проснулась уже в реанимации через несколько часов".

На поправку пошла быстро. Из реанимации в обычную палату ее перевели на шестой день. "Я была так счастлива, что все лучшее впереди. Вот она, новая жизнь!" – рассказывает девушка.

Но первое время приходилось во многом ограничивать себя – находиться все время в палате, на улицу выходить нельзя, чтобы не подхватить какую-либо инфекцию. Для тех, кто перенес трансплантацию, даже небольшая простуда может стать фатальной в период восстановления. Пациенты пьют иммуносупрессанты, эти препараты подавляют иммунитет, чтобы тот не отторгал чужеродный орган. Пьют их пожизненно.

"Раньше целые горсти были пилюль, засекала время, чтобы только не пропустить. Сейчас уже меньше таблеток, потому что сердце хорошо прижилось", – говорит Катя.

Жизнь после пересадки - во все сердце

Пересадка наложила определенный отпечаток на жизнь Кати Кравец. Теперь ей пожизненно нужно пить препараты. Периодически проверять работу "нового мотора". И стараться не болеть, чтобы не было осложнений, ведь иммунитет и без того слабый из-за приема иммуносупрессантов.

© Photo : из личного архива Екатерины КравецДевушке предстоит пожизненно пить препараты, но она все равно старается "жить всем сердцем"
Все время тянет в Минск: Беларусь подарила украинке новое сердце - Sputnik Беларусь, 1920, 01.02.2021
Девушке предстоит пожизненно пить препараты, но она все равно старается "жить всем сердцем"

Но как себя сберечь в такое время? Кругом болезни – чего только пандемия коронавируса стоит.

Катя говорит, что COVID-19 уже переболела. И на удивление – и свое, и врачей – перенесла его легко.

"Я была все время дома, на пару дней поднялась температура до 37,5. Обоняние не пропадало, сделали снимок и компьютерную томографию – никаких воспалений не обнаружили", – рассказывает она.

Пневмонию Катя подхватила уже позже, тест на коронавирус при этом был отрицательным.

"Я просто живу всем сердцем после пересадки. Ничем не отличаюсь от других. У меня есть родные, друзья, получаю образование, путешествую, гуляю на свежем воздухе", – говорит девушка.

Единственное ограничение: избегать скопления людей в закрытых помещениях, чтобы ОРВИ не подхватить. Также Катя старается не бегать после пересадки – чтобы не перегружать новое сердце. 

Новое сердце - двойная миссия

По белорусским законам пациенту не сообщают данные человека, у которого изъяли донорский орган.

Для того, чтобы внести человека в базу доноров костного мозга, нужно сделать ДНК-типирование - Sputnik Беларусь, 1920, 25.07.2019
Мы с тобой одной крови: почему белорусы боятся донорства костного мозга?

"Мне самой интересно было. Но сказали, что я не должна знать, закрытая информация. Но мне попала в руки история болезни. И там было написано, что это мужчина 28 лет, у него была черепно-мозговая травма, полученная в ДТП".

Мысль о том, что в ее груди бьется сердце ушедшего человека, Катю не тревожит: "Наоборот, это как продолжение его жизни".

С новым органом Катя не ощутила каких-то перемен в привычках, характере. Все как и раньше, говорит. Только оптимизма прибавилось.

"Стала ли ты немного белоруской после пересадки сердца?" – спросили мы.

"Ну, я даже не думала об этом. Но вообще белорусы мне очень нравятся. Люди у вас добрее, что ли? Меня тянет в Минск все время. Возможно, из благодарности за спасенную жизнь. По зову сердца", – смеется девушка.

Свободно ли сердце?

Кате сейчас 25 лет. Она не скрывает – ее сердце пока свободно.

"Холостячка пока. Много болела раньше до пересадки – из-за дел сердечных даже не думала об отношениях", – делится девушка.

Хотя не скрывает, что сейчас стала задумываться на эту тему. С другой стороны, говорит, если свободна – значит, не нашла своего человека. Отношения ради галочки девушке не нужны.

Профессия – медик

Пересадка сердца определила профессиональную судьбу Кати. Девушка оканчивает Винницкий медицинский колледж по специальности "акушерство".

© Photo : из личного архива Екатерины КравецПересадка сердца определила и профессиональную судьбу Кати – она оканчивает медицинский колледж
Все время тянет в Минск: Беларусь подарила украинке новое сердце - Sputnik Беларусь, 1920, 01.02.2021
Пересадка сердца определила и профессиональную судьбу Кати – она оканчивает медицинский колледж

"Я бы даже в Беларусь переехала и устроилась бы там работать. Вот когда с коронавирусом дела улягутся, то поеду в Минск на обследование. Мало ли, вдруг возьмут на работу. Сама буду только рада", – говорит она.

История трансплантации сердца

Кстати, первую удачную трансплантацию сердца в мире сделали в южноафриканском Кейптауне. Это произошло 3 декабря 1967 года.

В СССР это случилось почти на два десятка лет позже – в 1987 году.

Первая операция по пересадки сердца в суверенной Беларуси была проведена в 2009 году. Руководил ею профессор Юрий Островский, который впоследствии сделал операцию и нашей героине.

Ежегодно в Беларуси проводят порядка 40 трансплантаций сердца. А с момента первой пересадки спасено почти 400 человек. Сложную процедуру теперь проводят не только в РНПЦ "Кардиология" в Минске, но и в областной клинике в Бресте.

О донорстве

Идеальных донорских сердец не бывает. Но все же у реципиента и донора должно быть совпадение по группе крови и схожесть по весу. Потому что сердце – мышца, которая привыкает качать кровь на определенную массу тела.

В холле поликлиники, архивное фото - Sputnik Беларусь, 1920, 01.03.2018
Испытано на себе: легко ли отказаться от посмертного донорства органов

На законодательном уровне в Беларуси действует так называемая презумпция согласия. То есть все граждане изначально согласны на то, что в случае смерти или травм, несовместимых с жизнью, их органы могут стать донорскими.

Кстати, отказаться от донорства можно: написать специальное заявление, которое внесут в республиканскую базу данных.

На практике – изъять органы у погибшего не так просто, потому что они быстро гибнут вместе с человеком. Больше всего шансов пересадить почку — она живет почти сутки, печень продержится  12 часов, сердце – не больше 8. Чем меньше срок, тем лучше.

Трансплантации органов гражданам Беларуси делают бесплатно. Иностранцы же должны заплатить. Примечательно, что сам орган по закону не стоит ни копейки. Оплачивается операция, то есть услуга по замене больного органа на здоровый.

Читайте также: 

Лента новостей
0