Бизнес о новом Налоговом кодексе: хороший, но недостаточно

© PixabayМужчина считает на калькуляторе, архивное фото
Мужчина считает на калькуляторе, архивное фото - Sputnik Беларусь
Подписаться
Изменения в налоговом законодательстве Беларуси обсуждались как на экспертном уровне, так и с представителями бизнеса. Какие вопросы остались у белорусских предпринимателей, читайте в обзоре Sputnik.

Новый законопроект Налогового кодекса должен лечь на стол главы государства 1 сентября этого года. Бизнес-сообщество продолжает вести диалог с представителями властей в надежде донести свою позицию и пожелания максимально подробно.

Несмотря на то, что над новой редакцией кодекса работали две рабочие группы, которые изучали ситуацию и возникшие проблемы, некоторые вопросы остались неразрешенными. Корреспондент Sputnik Станислав Андросик узнал у председателя правления ОО "Белорусский союз предпринимателей" Александра Калинина, что еще стоит изменить в законодательстве.

Понижения налогов не будет

При разработке нового Налогового кодекса работа велась при установке, что закон нужно изменить, но так, чтобы не пострадала доходная часть бюджета. Получается, что налоги не рассматриваются как механизм стимулирования экономики, и это главная проблема, высказал свое мнение глава союза предпринимателей.

"Налоговый кодекс как был чисто фискальным инструментом для восполнения доходной части бюджета, так им и остается. Его недостатком является абсолютно завышенный механизм обложения налогами недвижимости и земли", — отметил Калинин.

Представитель бизнес-сообщества апеллировал к тому, что, например, в Германии такие налоги в шесть раз ниже. Правда, там есть другой инструмент — промысловый налог, который в том числе включает в себя налог на промышленную недвижимость. Прямые аналогии найти сложно, поэтому белорусский бизнес призывает провести научное исследование, как облагать налогами землю и недвижимость как очень важные ресурсы. Здесь важно изучить опыт сопоставимых с Беларусью стран с успешной экономикой.

Калькулятор, архивное фото - Sputnik Беларусь
Плательщики единого налога смогут выбирать, как перечислять его в бюджет

"На уровне рабочей группы Василия Матюшевского (первого вице-премьера белорусского правительства — Sputnik) мы согласовали понижение коэффициентов наиболее болезненных налогов, изымающих оборотные средства, сдерживающих развитие производства. Уровень повышающего коэффициента для обрабатывающей промышленности — 1,5 и не более 2 — для всех остальных. Однако на пленуме Совмина все это было заблокировано руководителями областей", — рассказал глава объединения предпринимателей.

Получается, что в 2019 году не будет понижения налогов для бизнеса. Главы регионов исходили из того, что у них формируются местные бюджеты и им главное гарантировать обеспечение расходов.

Инвестиции не придут в ОАО

Калинин отдельно обратил внимание, что в Беларуси кадастровая стоимость земли фактически является рыночной. Сейчас действует коэффициент 2,5 на вновь возводимые строения, который, по сути, является налогом на инвестора. Этот показатель выше ставки кредитных ресурсов в ряде европейских стран, то есть это отпугивает потенциальных инвесторов.

"Существующий уровень налогообложения стимулирует в белорусской экономике массовое занижение стоимости основных фондов. Большинство не проводит переоценку объектов, чтобы не платить налоги, потому что имеет на это право. Отсюда заниженные балансы по активам открытых акционерных обществ, которые котируются на бирже", — констатировал глава союза предпринимателей.

Работа с документами - Sputnik Беларусь
Налоговый и бухгалтерский учет максимально сблизят в новом кодексе

При этом в экономике акции ОАО являются инструментом привлечения инвестиций, как от населения, так и иностранных. К тому же акции являются механизмом сбережения средств населения, который используется во всем мире, кроме Беларуси.

Это один из факторов, который в свою очередь препятствует развитию фондового рынка в стране. Для того чтобы привлечь белорусов к инвестированию в акции, они должны видеть их курс и рост, который может компенсировать инфляцию и девальвацию.

"В это самое время менеджмент ОАО не заинтересован в убытках за счет того, что у него будет большой налог на недвижимость, не зависящий от финансового результата. Налог зависит чисто от того, начислит предприятие амортизацию или нет, проведет переоценку или нет", — пояснил Калинин.

Белорусы инвестируют в доллар

Он добавил, что если проанализировать стоимость публичных компаний, которых в Беларуси насчитывается в районе 2,5 тысячи, и взять первую сотню, то получится, что их стоимость в долларовом эквиваленте постоянно снижается. В рублях стоимость активов незначительно растет, а в долларах — только дешевеет.

Механизм налогообложения стимулирует занижение этой базы. По этой причине и не развивается фондовый рынок, поэтому не появляется механизм сбережения для населения, кроме долларов. Именно это и вызывает неустойчивость белорусского рубля.

"При любом чихе народ бежит скупать доллары. Если бы деньги были связаны акциями долгосрочно и они регулярно переоценивались, учитывая девальвационные и инфляционные изменения, то и белорусы спокойнее бы относились к своим сбережениям. Оборот акций на открытом фондовом рынке — абсолютно цивилизованный механизм для инвестора, чтобы сохранить свои вложения", — подчеркнул бизнесмен.

Расчет налогов - Sputnik Беларусь
Минфин не планирует снижать ставки основных налогов

По его мнению, нужно научно обоснованное решение в сфере налогообложения, которое будет учитывать предыдущий опыт девальваций, уберет перекрестное субсидирование налогов для промышленной недвижимости и установит справедливое налогообложение для элитного жилья.

В Беларуси до сих пор нет статистики количества промышленных площадей, что не дает возможности рассчитывать налоговый коэффициент, опираясь на средние показатели на один квадратный метр. В таком случае рассчитывается налог не от его стоимости, а от отдачи в среднем по стране.

"Такие приемы применяются в некоторых странах, где налог рассчитывается не от стоимости квадратного метра, а от его усредненной функциональности. Госкомимущество потратило деньги на изучение опыта Швеции. Раз в четыре года они будут переоценивать кадастровую стоимость совокупного объекта недвижимости и земельного участка. При этом они будут заняты и получать государственное финансирование", — обратил внимание Калинин.

Существует пример европейских стран, сопоставимых с Беларусью, где выстроены другие межбюджетные отношения на уровне регионов и даже коммун. У районов или даже сельсоветов (как это называется у нас) остается определенная часть средств. В нашей стране все происходит с точностью наоборот.

"Существующий механизм финансирования местных бюджетов через высокое налогообложение имущественных налогов сдерживает развитие экономики", — резюмировал председатель правления ОО "Белорусский союз предпринимателей".

Лента новостей
0