Куплю Ван Гога недорого: зачем художники копируют мастеров

© AFP 2024 / LEON NEALВинсент ван Гог "Подсолнухи"
Винсент ван Гог Подсолнухи - Sputnik Беларусь
Подписаться
Чаще заказчик хочет точную копию картины, но иногда может попросить перекрасить лошадь Наполеона в другой цвет.

В художественных вузах копирование работ мастеров является частью обучения. Во взрослой жизни это может стать еще и источником дохода художника. О том, какие художники в почете у белорусов и сколько времени нужно, чтобы создать копию "Цветущего миндаля" Ван Гога, узнала корреспондент Sputnik Елена Васильева.

"Копирование даже собственной работы помогает совершенствоваться"

Художник Роман Федосенко признает, что заказчиков чаще интересуют работы известных старых мастеров, куда реже — репродукции современных авторов.

Выставка - Sputnik Беларусь
"Я Моне, Я Шишкин, Я Малевич" – художники дождались славы

"Современные технологии печати на холсте позволяют передать даже мельчайшие трещинки красочного слоя оригинала, а покрытие текстурными пастами, которые имитируют на поверхности холста следы мазков кисти, могут ввести неискушенного зрителя в заблуждение относительно происхождения работы — живопись или печать. Тем не менее, такие изделия остаются лишь фотографиями больших размеров, за которые заказчик платит немалые деньги. Настоящие ценители живописи, которые хотят украсить свой интерьер или пополнить коллекцию, обязательно обратятся к художнику", — уверен Федосенко.

Он разделяет копии картин на две категории. В первой — точная копия художественного полотна. Роман поясняет, что речь не о механической работе по копированию деталей картины. Художник должен знать технику мастера, написавшего оригинал, располагать инструментами и художественными материалами, близкими к материалам оригинала. Такая работа предполагает длительный подготовительный период и изучение нюансов творчества автора, неспешную работу над картиной.

Другой вариант — свободная копия. Заказав такую работу, клиент получит добротную картину, выполненную с применением хороших художественных материалов. Именно над таким форматом работал Роман.

"Копирование картин известных художников — это обязательная часть образовательного процесса любой художественной школы или академии. Когда я читал книгу "Муки и радости" о жизни Микеланджело Ирвинга Стоуна, меня поразило, сколько времени этот великий человек уделял изучению и копированию фресок старых мастеров. Через копирование происходит процесс приобщения к искусству и познание самого себя как художника. Я это очень хорошо ощутил на себе, когда начинал рисовать", — рассказал художник.

Он вспоминает чувство сопричастности к великому, посетившее его во время работы над копией картины Ивана Шишкина "Сосны, освещенные солнцем".

© Photo : Роман ФедосенкоОригинал и учебная копия картины Ивана Шишкина "Сосны, освещенные солнцем". Холст, масло 50/30 см
Оригинал и учебная копия картины Ивана Шишкина Сосны, освещенные солнцем. Холст, масло 50/30 см - Sputnik Беларусь
Оригинал и учебная копия картины Ивана Шишкина "Сосны, освещенные солнцем". Холст, масло 50/30 см

"Свободную копию картины я выполнял по фотографии. И цветовая гамма, и пропорции не совсем соответствуют оригиналу. Я очень люблю летний сосновый лес, запах теплой хвои, синее небо в просветах между стволами. Поэтому я решил добавить чуть больше ярких оттенков стволам деревьев и немного больше открыть небо", — рассказал художник.

Эту копию он относит к разряду свободных и поясняет: фотография самого хорошего качества все равно не передает богатства палитры оригинала, обязательно присутствуют искажения цветовой гаммы.

"Есть копии картин, которые я выполнял для того, чтобы изучить некоторые интересные приемы, которыми пользуется художник, или просто потому, что картина мне очень понравилась. Одним из моих увлечений были, да и теперь остаются мотоциклы. Я не просто катался, а реконструировал, переделывал, изменял дизайн, создавал новые детали и узлы. В одном из журналов мне попалась статья, где рассказывалось о художнике из США и были представлены несколько его работ", — вспоминает Федосенко.

Художника зовут Том Фритц, а мотоциклы и автомобили и есть главная тема его работ. Картины произвели на Романа сильное впечатление.

© Photo : Роман Федосенко"Мотоциклист". Холст, масло
Мотоциклист. Холст, масло - Sputnik Беларусь
"Мотоциклист". Холст, масло

"Особенно меня впечатлило, как автор передает свет: будь то косые лучи заходящего солнца, пронизывающие пыль, поднятую колесами мчащегося мотоцикла, или свет фар в ночи. Картины действительно светились не только на экране компьютера, но и на отпечатанной фотографии этот эффект не пропадал. Мне очень интересно попытаться добиться такого же эффекта. Я выполнил пять или шесть копий разных картин этого интереснейшего автора. Одни я копировал полностью, а у некоторых работ копировал только отдельные элементы, меняя сюжет и композицию. Это позволяло лучше понять технику живописи", — рассказал художник, сами работы после отправились в подарок друзьям, которые также интересуются мотоциклами.

Порой к Федосенко обращаются с просьбой выполнить работу в стиле определенного художника, но на сюжет, предоставляемый заказчиком.

"Особой популярностью пользуется стиль Леонида Афремова. Он характерен тем, что картина выполняется мастихином — специальным инструментом в виде лопаточек различных форм и размеров. Краска наносится на холст небольшими корпусными мазками один рядом с другим, которые почти не смешиваются между собой", — пояснил Федосенко.

Картины, выполненные в этой технике живописи, получаются очень яркими, насыщенными и эффектными. В таком стиле хорошо смотрятся ночные городские пейзажи, длинные аллеи, освещенные фонарями, и другие подобные сюжеты, уверен художник.

В такой технике мастер выполнил работу "Станция Минск — Пассажирский". Картина понравилась зрителям, и Роману даже пришлось выполнить копию собственной работы для нового заказчика.

© Photo : Роман Федосенко"Станция Минск - Пассажирский", холст, масло, 60/80 см
Станция Минск - Пассажирский, холст, масло, 60/80 см - Sputnik Беларусь
"Станция Минск - Пассажирский", холст, масло, 60/80 см

"Есть некоторые отличия цветовой гаммы, некоторые участки сделаны более контрастно, а другие смягчены. Мне захотелось внести эти изменения, чтобы картина смотрелась динамичнее. Выполнение копий даже собственных работ позволяет учиться, совершенствоваться, развиваться", — уверен художник.

Ван Гог за две недели

Художница Сиана защищала диплом по графике, но во время учебы изучала и технику работы с маслом. Скромно говорит, что с маслом дружит, и эта дружба такая близкая, что художница даже скопировала Ван Гога.

Буквы, архивное фото - Sputnik Беларусь
Тест: выучи алфавит по художникам

"Однажды знакомые попросили в подарок сделать репродукцию картины Ван Гога "Цветущий миндаль". Это было мое первое близкое знакомство с данной картиной. Немало времени ушло на ее изучение, поиск фотографии в хорошем качестве, на которой читались бы цвета. Времени на работу было мало. У меня был минимальный набор красок, и я принялась смешивать их, чтобы добиться нужных тонов. Работу отдала за минимальную стоимость, расходные материалы стоили больше половины всей суммы, а на создание ушло почти две недели", — вспоминает Сиана.

В копировании работ старых мастеров самым сложным часто оказывается работа с цветом.

"Можно несколько раз написать небо и не получить нужного оттенка, ведь на многие картины отпечаток наложило время. Имеет значение разбавитель, сейчас художник может выбирать из разных материалов, а прежде мастера обходились минимальным набором", — пояснила Сиана.

Она признает, что часто делать копии ей нравится не меньше, чем создавать собственные работы. Порой она пишет репродукцию на заказ, а иногда работа настолько нравится, что хочется скопировать ее для себя.

"У меня есть копия картины египетской художницы Галла Абдель Фаттах, которая пишет портреты восточных девушек с характерными чертами — большие глаза, вьющиеся волосы. В студенческие годы у нас было задание сделать копию какой-либо картины, и я выбрала ее. Почти любую работу можно скопировать. Я копировала Климта, в графике делала его стилизации, делала репродукцию американской художницы Тамары Лемпицкой. Картину ведь можно не только написать на холсте, но расписать стену, стилизуя работу", — рассказывает художница.

Бонапарт, но на другой лошади

Салон Promostudio принимает заказы на изготовление репродукций художников. Из русских особенно часто здесь заказывали "Боярыню Морозову" Сурикова, картины Айвазовского, "Три богатыря" Васнецова, а "Бурлаков на Волге" Репина часто используют в шаржах. Заказывали и "Черный квадрат" Малевича, и "Звездную ночь" Ван Гога.

"Для выполнения картины маслом нужно порядка десяти дней, ведь масло наносится слоями, каждый должен засохнуть. Если речь идет о пастели, можно уложиться в три дня. Дорогие картины заказывают чаще для себя, если просят удешевить, упростить — скорее всего, речь идет о подарке", — рассказала менеджер Ирина.

Репродукция картины Клода Моне Бульвар капуцинок в Париже - Sputnik Беларусь
Тест: Моне или Мане?

Некоторые клиенты изучают арт-рынок и после просят сделать копию работы художника, который был продан на крупном аукционе. Другие заказывают проверенных мастеров.

"Недавно копию "Звездной ночи" заказала одна из белорусских косметических компаний для директора. Над картинами работают профессиональные художники, преподаватели художественных вузов. Потому и цены немалые", — пояснили в салоне.

Бывают и нестандартные заказы. Однажды художника попросили скопировать картину "Бонапарт на перевале Сен-Бернар", но заказчик хотел изменить цвет лошади и нарисовать императору другую шляпу. Клиент настаивал, что Наполеона узнают в лицо и с измененными деталями. Но в салоне пытались объяснить, что картина в таком исполнении будет уже совсем другой и сам заказчик откажется ее покупать, увидев результат, в итоге удалось его убедить.

Лента новостей
0