При жизни гениев мы скупимся на эпитеты для них. Даже если их вклад в искусство огромен и общеизвестен. Даже если очень их любим… Не это главное. Главное, что они оставляют нам нечто такое, что становится неотъемлемым и необходимым. Как "Ирония судьбы" или "Карнавальная ночь" в новогодние праздники.
А значит, что Рязанов не просто снимал кино. Его персонажи жили и живут рядом с нами, находясь вне времени и эпох. Они — наше зеркальное отражение. Время, когда творил Эльдар Александрович было чрезвычайно динамичным, и вся типичность, вся адресная характерность периодов четко отражалась в его фильмах. 50-е отличались осторожной критикой чиновничьей нерадивости, придавая отрицательным героям безобидную комедийность ("Карнавальная ночь"). 60-е были временем активного научного оптимизма (Человек ниоткуда"). Задумчивые 70-е, с их признаками "застоя" и зернами пессимизма ("Гараж", "Служебный роман"). 80-е, с их укоренившимся нигилизмом ("Одинокая мелодия для флейты") И, наконец, "лихие" 90-е, когда смена социально-экономического уклада опрокинула все массовые представления и устои ("Небеса обетованные") и т.д.
Менялось время, и Рязанов всегда был ему созвучен, оставаясь при этом апологетом человечности.
Он прожил долгую, счастливую жизнь. Это счастье читалось в его глазах, несмотря на проблемы, болезни и настроения. Они не могли поколебать широту его души, не могли повлиять на выход творческой энергии.
Его именем назван астероид, но Рязанов — это все же огромная планета, наш смысл и наше время. На этой планете светит свое Солнце, в лучах которого мы будем греться еще долгие годы…
Из глубины его талантов
Росли шедевры, как грибы.
Он жил, как подобает гранду,
Презрев иронии судьбы…
Такая кружевная точность
Ему подвластна одному,
Явившись "Карнавальной ночью",
Сумел влюбить в себя страну.
Непостижимый дар Эльдара,
Его неповторимый вкус…
И стиль его живых метафор,
Что все мы помним наизусть…
Он жив в сердцах и размышленьях,
Войдя навеки в плоть и кровь…
Придут другие поколенья,
Но не уйдет к нему Любовь…