Карта "дорог смерти" белорусских лягушек доступна онлайн

© Flickr / Ezra WolfeЛягушка на дороге
Лягушка на дороге - Sputnik Беларусь
Подписаться
Белорусские зоологи призывают неравнодушных граждан помочь определить наиболее опасные участки автотрасс, где гибнут земноводные.

Виталий Чуясов, Sputnik

Интерактивная карта гибели земноводных на автодорогах начала создаваться в Беларуси. Автор проекта – завсектором экологической оценки преобразования окружающей среды "НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам" Руслан Новицкий рассказал Sputnik о том, как неравнодушные граждане могут помочь ученым и дорожникам предотвратить уничтожение популяций амфибий в местах массовых весенних миграций.

Земноводных не замечали и давили

При строительстве дорог не учитывалось, что они могут рассекать места обитания популяций пополам: с одной стороны – места зимовки, с другой – места размножения.

"Животные, проснувшись весной, идут через дорогу. И их давят. Первое и самое простое, что мы можем сделать – это установить предупреждающий знак", – объяснил Новицкий.

Первое информационное табло, предупреждающее водителей о выходе на трассу земноводных, появилось на территории Березинского заповедника в 2004 году. К этому времени белорусский зоолог уже несколько лет использовал европейский опыт спасения гибнущих на дорогах животных, организовывал тематические семинары и студенческие лагеря. По словам Новицкого, продвигать идею было непросто. 

© Flickr / SNappa2006Лягушка на обочине
Лягушка на обочине - Sputnik Беларусь
Лягушка на обочине

В 2005 году один из высокопоставленных руководителей дорожной службы попал в ДТП: его машина вылетела в кювет из-за того, что в ней не сработала АБС. Впоследствии выяснилось, что участок обгона совпал с миграционным коридором – из-за раздавленных земноводных колеса потеряли сцепление с дорогой. Этот случай заставил уделить проблеме больше внимания, и в 2006 году в Беларуси (первой из стран СНГ) был введен специальный знак, предупреждающий о амфибиях на дорожном полотне.

В режиме реального времени

До прошлого года государство финансировало отдельный проект по сбору информации по миграционным коридорам земноводных. 

"Все, что было в наших силах, мы собрали. Но осталось много пробелов, потому что невозможно объять необъятное", – сказал зоолог.

Это связано с тем, что на территории республики весенние миграции идут очень короткий период – две-три недели. Причем они не происходят в какие-то конкретные даты и сроки из-за непредсказуемости весенней погоды. Часто потепление весной быстро сменяется похолоданием, что затрудняет поиски проблемных участков – животные идут через дорогу "порциями".

"В Беларуси 84 тысячи километров дорог. И объехать все за две-три недели, даже беря по два региона в год, – работа колоссальная. Поэтому появилась идея, используя современные технологии, сделать портал, который накапливал бы информацию об миграционных коридорах, и его могли бы использовать все любители природы, дорожники, ученые, исследователи. Причем карта также может наполняться данными не только из Беларуси, но и с любой точки планеты", – пояснил Руслан Новицкий.

Бесплатная карта создана на базе американской картографической платформы ArcGIS Online и уже доступна в интернете.

В режиме реального времени пользователи могут отмечать те участки дорог, где они столкнулись с гибелью животных во время миграций. Позже данные будут проверены зоологами НАН Беларуси и станут доступны для всех интересующихся.

© SputnikИнтерактивная карта изучения масштабов гибели земноводных
Интерактивная карта изучения масштабов гибели земноводных - Sputnik Беларусь
Интерактивная карта изучения масштабов гибели земноводных

Новицкий советует обращать особое внимание на дорогу в первые три недели весеннего потепления на участках рядом с водоемами, подтопленными лесами и мелиоративными системами. 

"При весенних переходах земноводные хорошо видны на дороге, так как идут взрослые особи. Ночью в свете фар желтоватые или белые горла животных работают как светоотражающие полосы", – пояснил Новицкий.

Экономия на природе станет явной

По мнению эксперта, самым эффективным способом спасения гибнущих на дорогах животных является обустройство специальных инженерных переходов. У ученых накоплен большой опыт как по выявлению проблемных участков, так и по научному сопровождению проектирования и строительства. Опыт их обустройства в Беларуси у белорусских дорожников тоже накоплен немалый: в прошлом году на 71-м километре трассы Минск-Гомель был создан уже 10-й переход для земноводных. 

© Flickr / Roban KramerТритон на дороге
Тритон на дороге - Sputnik Беларусь
Тритон на дороге

Конструкция представляет собой серию труб, расположенных друг от друга на расстоянии от 25 до 50 метров, которые под дорогой стыкуют обе стороны. Между ними установлены специальные бордюры высотой 50 сантиметров таким образом, чтобы земноводные не могли выйти на дорогу и в любом случае двигались через трубы. 

Однако практика обустройства специальных переходов для животных при реконструкции имеющихся дорог и строительстве новых не получила широкого распространения. 

"Перед дорожниками, как и любыми другими проектировщиками, стоит задача на чем-то сэкономить. И первое, на чем экономят, – это животный и растительный мир", – убежден Новицкий. 

Перед строительством требуется провести изыскательские полевые работы, которые на сегодня обходятся в сумму до 5 миллионов рублей за километр (в зависимости от сложности рельефа и мозаики биотопов). Сама направляющая конструкция для земноводных удорожает объект еще на 20–25 тысяч долларов за 300 метров, если она вообще где-нибудь понадобится.

"Это несопоставимо мало с учетом того, что строительство одного километра современной дороги обходится в один миллион долларов", – объяснил эксперт. 

Новицкий надеется, что появление интерактивной карты гибели животных, в основу которой положены научные материалы и данные неравнодушных граждан, будет способствовать не только развитию информированности, но изменит отношение к проблеме со стороны дорожных служб, которые уже не смогут сказать: "Мы этого не видели, мы об этом не знаем".

Лента новостей
0