Во что играют наши дети?

© Sputnik / Виктор ТолочкоДетская площадка
Детская площадка - Sputnik Беларусь
Подписаться
Какие игры любят дети, как выбрать хорошую игрушку и кто должен научить ребенка играть, в обзоре Sputnik.

Людмила Буткевич, специально для Sputnik

Игра и игрушка — важнейший инструмент любой национальной культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Именно они в определенной форме передают состояние современного общества, его развитие и движение: к жизни или саморазрушению, процветанию или деградации, к добру или злу. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений, представление о культуре и мироустройстве.

На уроке в школе - Sputnik Беларусь
Как привить ребенку желание учиться

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья: первая кукла и первое, сшитое своими руками для нее платье, любимый мишка, зайчик, настолько дорогие нашему сердцу, что хранятся до сих пор. Мы бережем их, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры, и, покупая игрушки своим детям, надеемся, что они также станут для них близкими друзьями.

Научить детей играть, значит — научить жить

Игра сопровождает ребенка с раннего младенчества. Сначала это яркие погремушки, затем куклы, зверушки, машинки, а, начиная примерно с 4-5 лет, — конструкторы, кубики, различные настольные игры.

"Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре", — писал Антон Макаренко.

Психологические исследования показали: если ребят, которые не питают особых дружеских чувств друг к другу, включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, — для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто вызывают споры, а то и конец дружбы.

В библиотеке - Sputnik Беларусь
Как увлечь ребенка чтением

Игра — не только развлечение, но и труд, требующий огромной концентрации сил, внимания, памяти, образного мышления, смекалки и "игровой хитрости". Иногда ребята преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум.

Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки: они учатся понимать друг друга, развивается речь, мышление, воображение, сотрудничество, взаимовыручка. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь необремененный детскими страхами и проблемами, он умеет находить общий язык со сверстниками, не боится общения.

Психологами замечено, что люди, которые мало играли в детстве или вообще не играли, чаще других испытывают проблемы с адаптацией в обществе и часто вырастают социально-опасными и бездуховными людьми.

Василий Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он "засушенный цветок".

А еще игра — это путь к познанию самого себя, своих возможностей, способностей, мечтаний и желаний.

Как выбрать игрушку?

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность.

Прежде чем сделать очередную покупку, подумайте, какая игрушка нужна вашему ребенку и для какой игры. Дома должны быть не только мягкие игрушки или куклы, но и развивающие игры, которые формируют мыслительные умения и навыки, находчивость, творческие способности.

Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Если у ребенка нет сестер и братьев, то игрушки фактически являются его партнерами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игрушка является орудием социализации, своеобразным звеном между ребенком и реальным предметным миром. Поэтому очень важно при очередной покупке игрушки понимать ее воспитательную ценность и нравственно-духовный смысл.

Дети - Sputnik Беларусь
Почему в Беларуси детей не считают за людей?

Будьте осторожны в своем выборе, особенно при покупке новомодных "прикольных игрушек": монстров, вставных зубов, "скелетов в коробке", наручников, нереальных кукол с большой головой или страшной мимикой. Детские психологи настоятельно рекомендуют родителям не приобретать ребенку игрушки, которые могут породить в его сердце жестокость. К большому сожалению многих мальчишек, к таким игрушкам относится различное игрушечное оружие, когда его слишком много. Будет достаточно иметь всего пару пистолетов или автоматов, не превращая игры с оружием в культ. Компьютерные игры со стрельбой и убийствами тоже относятся к разряду вредных игрушек.

Отрицательное отношение к окружающей его жизни может сложиться у ребенка и при просмотре зарубежных мультфильмов со "стрелялками-догонялками". Старайтесь держать в домашней коллекции мультфильмы и сказки, которые научат его добру и милосердию.

Основные требования при покупке детских игрушек

  1. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для жизни и здоровья.
  2. Психолого-педагогические: обучающий и развивающий эффект.
  3. Социально-культурные: воспитательное значение.

Кто должен учить детей играть?

К сожалению, очень часто наши дети заменяют подвижные игры во дворе одной, самой любимой игрушкой: компьютерными играми. А это неоспоримый вред здоровью — близорукость, косоглазие, нервные тики.

Мальчик с планшетом - Sputnik Беларусь
Родители и учителя должны выманить ребенка из виртуального мира
Во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови, учащается сердцебиение. Компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. Только где же общение с семьей, с взрослыми, игры со сверстниками?

Наблюдая за современными детьми, можно заметить, что они почти не играют, не считая школьных уроков физической культуры, в групповые подвижные игры — воздух детской жизни старших поколений. Где они — прятки, казаки-разбойники, краски, жмурки, выбивалы, колечко, съедобное-несъедобное, классики, скакалки, резинки? Все они куда-то исчезли вместе со считалками, песенками, закличками. А это наша вина — взрослых. Кто из вас обучал, обучает, играет с детьми в игры, которые помнит с детства? К сожалению, прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому.

Опрос учащихся начальных классов (три класса) дал следующие результаты:

"Я люблю играть в…." (некоторые ребята давали по несколько ответов)

  • Прятки — 42 человека
  • Жмурки — 40 человек
  • Салки — 39 человек
  • С ЛЕГО — 23 человека
  • "Попрыгунчики" — 9 человек
  • С мягкими игрушками, куклами — 27 человек
  • Компьютерные игры, планшет — 36 человек
  • "Бизнес" — 33 человека
  • Футбол — 12 человек
  • Пазлы — 13 человек
  • Волейбол — 4 человека
  • Машинки — 6 человек
  • Не играю — 14 человек
  • По одному ответу: "Улитка", "Светофор", "Слова", "Школа", "Лото".

"С родителями мы играем в…"

  • "Бизнес" — 45 человек
  • Домино — 34 человека
  • "Монополия" — 27 человек
  • Шашки, шахматы — 32 человека
  • Настольные игры — 21 человек
  • Карты — 11 человек
  • Не играю — 19 человек.

В ответах явно прослеживается проблема небогатого разнообразия подвижных игр и игр с родителями, а также настораживают ответы с пометкой "Не играю". Хочется верить, что не все еще потеряно, и наши дети любят, хотят и будут играть.

Давно известно, что пользу от хорошей правильной детской игры невозможно переоценить. Взрослые обязаны помнить, что научить детей играть, значит — научить жить.

Лента новостей
0