05:10 11 Декабря 2016
Прямой эфир
Взрыв грузовика Cygnus

Космонавтам на МКС не придется голодать из-за аварии ракеты

© Sputnik / Елена Ольшанская
Технологии
Получить короткую ссылку
9 0 0

Авария космического грузовика Cygnus, произошедшая 28 октября на космодроме "Валлопс", не повлияет на работу Международной космической станции.

МИНСК, 29 окт – Sputnik. Крушение американского космического грузовика Cygnus ("Лебедь") не повлияет на работу МКС, но может привести к пересмотру структуры доставок грузов на станцию на ближайшее время.

Cygnus взорвался вскоре после пуска с космодрома "Валлопс" в штате Вирджиния (Wallops Flight Facility) на побережье Атлантического океана в 02.28 мск среды. По имеющимся данным, никто не пострадал.

Космический грузовик Cygnus разработан частной компанией Orbital Sciences, получившей от НАСА 1,9-миллиардный контракт на восемь грузовых запусков к МКС до конца 2016 года. Аппарат подобного типа должен был отравиться к МКС в четвертый раз и доставить более 2 тонн груза.

Что-то доработали не так

По мнению экспертов, наиболее вероятная причина катастрофы – проблемы в двигателе. "Это обновленные ракетные двигатели, изначально предназначенные для использования на советской ракете-носителе Н-1 более чем 40 лет назад", – рассказал РИА Новости специалист по политике в области космоса, заслуженный профессор Университета имени Джорджа Вашингтона Джон Логсдон.

Двигатель НК-33 разрабатывался для лунной ракеты Н-1, выпускался с начала 1970-х годов и продается в США по программе МКС для ракет-носителей Antares.

Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин отметил, что двигатели этого типа довольно надежные и сбой мог произойти из-за того, что американская сторона внесла в агрегат свои изменения.

"Американцы начали их (двигатели) не только испытывать, но и адаптировать под свою ракету. То есть они вели доработки довольно серьезные и присвоили им свое название. Получился двигатель уже американский. Американцы так сэкономили, не стали производить свой двигатель, купили наш очень хорошего качества и воспользовались специалистами Днепропетровска, которые освободились от заказов на "Зениты", потому что наши перестали "Зениты" заказывать, и начали делать эту первую ступень", – сказал эксперт РИА Новости.

По его словам, на каком-то этапе адаптации и модификации двигателя под американскую программу произошел сбой. "То ли это трубопровод, то ли это в бак попало что-то постороннее, потому что баки тоже на Украине делают, но двигатели проверяются, потому что имеют возможность многократно включаться, поэтому они проверялись и здесь в России, и в Соединенных Штатах, и даже перед пуском. Так что тут какая-то внешняя причина, а не сам двигатель", – пояснил Маринин.

В свою очередь, вице-президент и исполнительный директор Orbital Sciences Фрэнк Калбертсон подчеркнул, что двигатели перед стартом прошли все необходимые проверки. "Данная модель двигателя – очень прочная и надежная, и она подвергается тщательному тестированию… Эти двигатели также прошли через обычную проверку. Каких-либо нареканий к их техническому состоянию не было", – приводит его слова газета Washington Times.

Официальные представители российской стороны предпочитают пока не комментировать причины неудачного запуска Cygnus. "Мы придерживаемся позиции, что всегда надо получить выводы аварийной комиссии, которая, кстати, уже работает на месте запуска, и увидеть хотя бы первые технические выводы. У нас запланирована 4 ноября встреча глав космических агентств. И, думаю, там мы сможем поговорить и получить выводы аварийной комиссии о том, что послужило причиной неудачного запуска Cygnus", – заявил РИА Новости начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.

Голод МКС не грозит

Сразу же после катастрофы о произошедшем сообщили экипажу Международной космической станции, для которого Cygnus должен был доставить продовольствие и другие необходимые грузы. Сейчас на МКС работают Рид Вайзман (США), Александр Герст (Европейское космическое агентство), командир МКС-41 Максим Сураев (Россия), бортинженер МКС-41, командир МКС-42 Барри Уилмор (США), бортинженеры МКС-41/42: Александр Самокутяев (Россия), Елена Серова (Россия).

И российская, и американская стороны уже заявили, что авария Cygnus на жизнедеятельности станции практически не отразится. "Мы поддерживаем логистику таким образом, чтобы защитить себя (от подобных инцидентов) на четыре – шесть месяцев. Я думаю, что даже если ни один аппарат не появится на МКС, нам хватит на все время до марта", – сказал на пресс-конференции глава программы МКС в НАСА Майк Саффредини.

По его словам, несмотря на то, что произошедшее в момент старта крушение вызвало разочарование у экипажа МКС, они как настоящие профессионалы продолжают свою работу.

Российские коллеги Саффредини подтвердили его слова. "Для нас это ущерб нулевой, или, скажем, минимальный. На снабжении российского сегмента МКС взрыв Cygnus никак не скажется, так как мы свои грузы преимущественно возим на проверенных российских кораблях "Прогресс", которых у нас достаточно. Четыре корабля в год у нас есть всегда, при необходимости запустим пятый", – сказал, в частности, Краснов.

Однако Cygnus вез не только продовольствие, но и запасные части, научное оборудование. Их отсутствие может серьезно задержать проведения ряда экспериментов. "То, что там несколько было приборов для новых экспериментов, что поделаешь – придется изготавливать новые, а эксперименты – придется отложить на несколько лет, пока эти приборы будут готовы. Но тут тоже ничего страшного", – считает эксперт Маринин.

Надежный "Союз"

Компания Orbital Sciences практически сразу после аварии выразила надежду на то, что полеты Cygnus скоро удастся возобновить. "Как только мы поймем причину, мы начнем работу, необходимую для того, чтобы вернуться к полетам и поддержать наших клиентов и национальную космическую программу", – заявил Калбертсон.

Однако сколько это займет времени в действительности, пока сказать сложно. Поэтому встает вопрос о замене Cygnus на другие средства доставки грузов на Международную космическую станцию. И наиболее очевидный выбор – российские "Союзы".

Они уже давно зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, "в подтверждение" этой репутации буквально через несколько часов после крушения Cygnus с Байконура успешно стартовала российская ракета. Причем для доставки космического грузовика "Прогресс М-25М" впервые использовался модернизированный носитель "Союз-2.1а".

Старт и отделение грузового корабля от ракеты-носителя прошли штатно, и теперь "Прогресс М-25М" доставит необходимые для экипажа МКС воздух, кислород, продукты, аппаратуру для научных экспериментов и посылки для экипажа.

Начальник пилотируемых программ Роскосмоса Краснов подтвердил, что "Союзы", в принципе, могут подстраховать временно сошедшие с дистанции Cygnus.

"Пока НАСА к нам не обращалось, но у нас в рамках партнерства по МКС существует джентльменская договоренность о том, что в случае необходимости, при потере ракеты с транспортным кораблем или при других нештатных ситуациях, помогать друг другу. В таких случаях мы всегда партнеров размещаем в приоритетный лист, и то же самое они делают по отношению к нам. Если поступит соответствующий запрос о срочной доставке каких-либо американских грузов на МКС с помощью нашего грузовика, то мы эту просьбу удовлетворим. Но пока такого запроса не было", – сказал Краснов.

24СМИ

Главные темы