22:15 09 Декабря 2016
Прямой эфир
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Православные отмечают праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

© Фото: официальный портал БПЦ, Вадим Папко
Религия
Получить короткую ссылку
3910

Митрополит Павел накануне праздник совершил всенощное бдение в кафедральном соборе.

МИНСК, 4 дек — Sputnik. Православные верующие отмечают сегодня праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, во всех православных храмах республики накануне прошли всенощные бдения, сообщают в Белорусском экзархате.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из 12 главных церковных (двунадесятых) праздников.

"В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска", — сообщили Sputnik в четверг в пресс-службе Минской епархии.

Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел
Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел

Его Высокопреосвященству сослужили: управляющий делами Минской экзархии архимандрит Антоний Доронин, избранный и нареченный в епископа Слуцкого и Солигорского, а также клирики кафедрального собора, рассказали в пресс-службе.

Там также сообщили, что богослужебные песнопения исполнил соборный хор под управлением Виталия Соболевского, проповедь после чтения Евангелия произнес клирик Свято-Духова кафедрального собора протодиакон Виталий Дубяга.

Церковное предание

В основе праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Согласно этому преданию, родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Молясь о рождении ребенка, они дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу. До трех лет Мария жила с родителями в Назарете. Когда ей исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен и зажженными свечами повели свою дочь в Иерусалимский храм.

По сохранившимся свидетельствам древних святых отцов церкви, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.

Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм. Входом в храм служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Марию на первой ступени. Несмотря на юный возраст, Пресвятая Дева без всякой посторонней помощи поднялась на остальные 14 ступеней и стала на верху церковного помоста, чем удивила всех присутствующих.

Тициан. Введение во храм Пресвятой Богородицы. 1534-1538
© Public Domain.
Тициан. "Введение во храм Пресвятой Богородицы". 1534-1538

Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Крестителя. По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью и там указал ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и только одной Марии, со времени ее введения, было позволено Захарией входить для молитвы во внутренний алтарь.

Праведные Иоаким и Анна, оставив Дочь в храме, возвратились домой. Мария же, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это она поведала им о своем обете остаться навсегда девой, чем немало их удивила — по учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак. Тогда священник Захария предложил ее родственнику, престарелому Иосифу, стать опекуном Марии. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с ней, но на деле — стать хранителем ее обета. После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет.

История праздника

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга
Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга

С IX столетия праздник получил широкое распространение на христианском Востоке.

В качестве даты празднования практически повсеместно принято 4 декабря (21 ноября по старому стилю). Исключение составляют только коптские месяцесловы, в которых Введение во храм Богородицы отмечается 29 ноября, а также отдельные календари, бытующие в римской церкви, где оно было подвижным праздником и праздновалось в воскресный день после 11 ноября.

24СМИ

Главные темы