Катынь-2: домыслы, версии и вывод

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкФотографии погибших в авиакатастрофе под Смоленском
Фотографии погибших в авиакатастрофе под Смоленском - Sputnik Беларусь
Подписаться
Авиакатастрофа польского президентского борта произошла пять лет назад - в апреле 2010 года под Смоленском. Это была ошибка экипажа, делает вывод МАК. Но часть вины лежит и на навигации Смоленского аэропорта, настаивает польская сторона и продолжает расследование.

Вера Дашкевич, Sputnik

Польская делегация летела на траурные мероприятия, посвященные 70-летию Катынского расстрела. 88 человек, в том числе президент страны Лех Качиньский с супругой, а также депутаты Сейма и все военное руководство страны, направлялись в Россию, чтобы почтить память расстрелянных поляков. В 1940 году более 20 тысяч человек, преимущественно пленные офицеры, были признаны "заклятыми врагами советской власти" и приговорены к смертной казни.

СМИ сообщают о новых записях авиакатастрофы с борта Качиньского

Туман

Катастрофа произошла в условиях сильного тумана и низкой облачности. Видимость на аэродроме была в два раза меньше допустимой. Когда польский самолет уже шел на снижение, принимающая сторона (и московский диспетчер, и руководитель полетов в аэропорту назначения) настоятельно рекомендовали увести самолет на запасной аэродром в Минск или Витебск. Кроме того, экипаж польского Як-40, прибывшего в Смоленск чуть ранее, связался с правительственным бортом и подтвердил — условия для посадки неудовлетворительные.

Позже следствие установило, что в кабине пилотов в тот момент находились посторонние лица — директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казана и командующий Воздушными силами Польши Анджей Бласик. Командир экипажа объяснял Бласику: "В данный момент, в этих условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть. Попробуем подойти, сделаем один заход, но скорее всего, ничего из этого не выйдет. Так что спросите, пожалуйста (у шефа), что будем делать".

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкНа месте авиакатастрофы под Смоленском. День третий
На месте авиакатастрофы под Смоленском. День третий - Sputnik Беларусь
На месте авиакатастрофы под Смоленском. День третий
Через пару минут польский самолет уже шел на снижение. Когда сработала система предупреждения TAWS об опасном сближении с землей, второй пилот попробовал исправить ситуацию, диспетчер требовал контролировать высоту и уйти на второй круг. Но борт в это время уже задел крыльями деревья. Через шесть секунд связь с самолетом прервалась. 

Версии: конспирологические и рабочие

Сложная история российско-польских отношений привела к мгновенному появлению ряда конспирологических версий о том, что к крушению польского правительственного борта причастна принимающая сторона. Сторонники этой версии обратили внимание на довольно странные свойства тумана: слишком уж внезапно он появился над аэродромом и также внезапно исчез, что было зафиксировано американскими спутниками. Такой туман, по их мнению, вполне можно организовать путем распыления химических соединений серебра.

Тем не менее, Межгосударственный авиационный комитет по итогам предварительного расследования назвал причиной авиакатастрофы ошибку экипажа и давление на него со стороны вышестоящих лиц. Впрочем, замечание было сделано и российской стороне, оно касалось неверного прогноза погоды. Но спровоцировать катастрофу неточный прогноз не мог, экипаж правительственного борта был предупрежден о фактических погодных условиях.

Польская сторона болезненно восприняла выводы МАК. Брат покойного президента Ярослав Качиньский охарактеризовал выводы экспертов комитета как "бездоказательные". Варшава признавала вину экипажа, но требовала оценить и действия принимающей стороны. К примеру, ответить на вопрос, почему аэродром Северный не был закрыт по метеоусловиям. Варшава настаивает, что решение продолжать вести польский борт было принято директивно, старшим по званию, о чем говорит запись руководителя полетов смоленского аэродрома Павла Плюснина. Он во время переговоров с правительственным ТУ-154 обронил фразу: "сказали, блин, заводить пока". Были и другие претензии, касающиеся, в том числе, слабой технической оснащенности аэродрома.

Следствие продолжается

Польская сторона продолжает свое расследование. 24 марта 2015 года Главная военная прокуратура Польши предъявила обвинения двум российским военным — членам группы управления полетами аэродрома Смоленск-Северный. Один из них обвиняется в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе, другой — в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве.

Всего на борту самолета ТУ-154, который разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском, находились 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Все они погибли.

В память о погибших в авиакатастрофе под Смоленском в августе 2010 года президент Польши Бронислав Коморовский открыл памятную доску. Мемориальную доску разместили в Катынской часовне Варшавского военного собора. На доске высечены имена, фамилии, даты рождения и должности всех 96 погибших граждан Польши. С левой стороны под стеклом находится урна, в которой храниться земля с места авиакатастрофы.

© Sputnik / Олег Минеев / Перейти в фотобанкМемориальная табличка на памятном камне, установленном на месте крушения польского самолета Ту-154 10 апреля 2010 года
Мемориальная табличка на памятном камне, установленном на месте крушения польского самолета Ту-154 10 апреля 2010 года - Sputnik Беларусь
Мемориальная табличка на памятном камне, установленном на месте крушения польского самолета Ту-154 10 апреля 2010 года
В ноябре 2010 года в Варшаве был официально открыт памятник жертвам трагедии под Смоленском. Памятник представляет собой расколотый надвое блок белого камня, на месте разлома — надпись "Памяти 96 жертв авиакатастрофы под Смоленском 10.04.2010" и имена погибших.

Лента новостей
0