Евроколледж Liberal Arts в Беларуси: для кого и как он работает

© Photo : EclabПроспекты колледжа
Проспекты колледжа - Sputnik Беларусь
Подписаться
По мнению студентов, в колледж пришли те, кому не хватает "свежего воздуха", свободы, острых тем для обсуждений, единомышленников и преподавателей, которые могут не только "отчитать лекцию, потребовать в конце конспект и поставить галочку в ведомость для отчета".

Евгений Казарцев, Sputnik

Европейский колледж Liberal Arts в Беларуси (ECLAB) объявил о первом наборе слушателей в 2014 году. По словам работников неформального учебного заведения, заявки и необходимое для поступления эссе прислали около двухсот соискателей, а конкурс составил пять человек на место. В итоге в колледж "поступили" 40 человек. До конца доучились не все: сертификаты получат только 25 слушателей ECLAB.

Петухи и курицы Минска на Стене позора в галерее "Ў"

Не только поставить галочку в ведомость

Преподаватели колледжа – белорусские ученые и исследователи. Большая часть из них осознали необходимость создания такого заведения после серии лекций, которые давались в рамках проекта "Европейское кафе".

"С другой стороны, появление колледжа обусловлено и качеством знания, предлагаемого системой высшего образования в стране. Молодые люди, особенно технических специальностей, едва ли знакомы с современными теориями, с опорой на которые описываются и интерпретируются сегодня актуальные социальные и культурные явления или предлагаются новые взгляды на исторические процессы. Я уже не говорю о таких вещах, как публичная история, гендерная теория или теории Интернета и новых социальных медиа", –  заявила в интервью Sputnik руководитель концентрации ECLAB "Современное общество, этика и политика" кандидат философских наук Ольга Шпарага.

Похоже на проблему смотрят и студенты колледжа. По их мнению, высшее образование в стране во многом работает "по старым лекалам" и не адаптируется к требованиям времени.

"Не могу говорить за все учреждения, но судя по отзывам знакомых и собственному опыту, учимся в университетах мы по учебникам и материалам неактуальным уже 30 лет. Я понимаю, что образование – дело очень личное и многое зависит от собственной мотивации, но все-таки хочется, чтобы университеты, где мы "просиживаем штаны" пять лет в ожидании "корочки", предоставляли хотя бы возможность узнавать что-то максимально современное, а не сидеть в этом "болоте", – считает выпускница ECLAB и студентка Академии искусств Мария Кирильчик.

По мнению девушки, в колледж пришли те, кому не хватает "свежего воздуха", свободы, острых тем для обсуждений, единомышленников и преподавателей, которые могут не только "отчитать лекцию, потребовать в конце конспект и поставить галочку в ведомость для отчета".

© Photo : EclabДень открытых дверей в колледже.
День открытых дверей в колледже. - Sputnik Беларусь
День открытых дверей в колледже.

Преимущество Liberal Arts для социальных и гуманитарных наук – в опоре на критическое мышление, в его открытом и дискуссионном формате. 

"Преподаватель, скорее, направляет студентов в работе и участвует в совместном исследовании проблемы, чем выступает в роли источника истины в последней инстанции", – поделилась Шпарага.

Каждому по потребностям

Учебную программу счастливчики, зачисленные в ECLAB, могли формировать сами.

Белорусский государственный педагогический университет - Sputnik Беларусь
Беларусь официально приняли в Болонский процесс

"Сначала ты выбираешь главную концентрацию, на курсы которой нужно ходить обязательно, затем дополнительные, которые уже идут на свое усмотрение. Плюс в том, что, по сути, ты не ограничен заданной программой, а самостоятельно формируешь свое обучение", – рассказала студентка колледжа и выпускница БГУ Кристина Грекова.

Преподаватели колледжа уверены: привнесение модели Liberal Arts в систему высшего образования Беларуси способствовало бы ее либерализации. 

"Это сделало бы процесс преподавания более открытым, гибким, креативным. Именно поэтому в ряде европейских стран Liberal Arts – это предложение широкопрофильных междисциплинарных программ в рамках университетской программы", – отметила Шпарага.

Подобные программы есть, к примеру, в Варшавском или Таллиннском университетах. Впрочем, такое образование – не для всех. 

"Сложно представить огромное количество желающих работать и сидеть дополнительно над достаточно сложным материалом просто так, для себя", – подчеркнула студентка Мария Кирильчик.

Но подобных заведений, говорят студенты, хотелось бы больше – чтобы учиться критическому мышлению и способствовать развитию общества.

Без диплома и помещения

Сертификат выпускника ECLAB в стране не считается документом о получении какого-либо образования. Это не мешает студентам стремиться туда и хвалить новую "альма-матер" – ведь образование они получают для себя.

В колледже пока что не планируют сотрудничать с "официальными" образовательными учреждениями страны – не верят, что такое взаимодействие может быть партнерским, паритетным.

"Однако мы сотрудничаем с государственными музеями, например, поскольку им интересны гости, которых мы приглашаем для выступлений, а нам – выход за пределы академических стен в публичные пространства. Посмотрим, станет ли ситуация в белорусских вузах более благоприятной в связи включением в Болонскую систему", –  подчеркнула Шпарага.

Пока что колледж работает, скорее, как клуб заинтересованных в образовании людей. У ECLAB нет и своего помещения. Этот учебный год студенты и преподаватели использовали для занятий Минский центр фотографии, в следующем планируют перебраться на новое место.

© Photo : ЕclabПрезентация колледжа.
Презентация колледжа. - Sputnik Беларусь
Презентация колледжа.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Учеба в колледже не ограничивается посещением концентраций – для своих студентов преподаватели организовывают разные лекции и мастер-классы. Так, прошли встречи с Кристианом Кристенсеном из Швеции (разговаривали про взаимосвязь онлайн- и офлайн-коммуникации) и Аникой Вальке из США, которая занимается исследованиями Холокоста в Беларуси.

"Мы запустили Студенческую мастерскую, в рамках которой студенты готовят в настоящее время к изданию свои лучшие эссе и проекты. После окончания ECLAB мы не собираемся расставаться с нашими выпускниками, с которыми планируем поддерживать контакт и реализовывать проекты в рамках "Клуба выпускников", – рассказала Шпарага.

За год существования студенты и преподаватели колледжа успели реализовать несколько проектов. Например, исследовательские и выставочные проекты "Феминистская (арт) критика" и "Арт-Соц-Лаб". 

"На занятия я буквально бежала, переживала, когда пропускаю какой-то из дней, потому что боялась упустить интересную информацию. Мы изучали то, что происходит здесь и сейчас. Нас учили так, чтобы мы могли понять, как и почему это работает. Иногда мне кажется, что год обучения в ECLAB дал мне больше, чем пять лет обучения в университете", – призналась Кристина Грекова.

Первый выпуск "Европейского колледжа" получит сертификаты 13 июня. Рано загадывать, что будет с ним дальше. Хочется верить, что уже к осени преподаватели объявят о новом наборе.

В среду 17 июня колледж проведет день открытых дверей в арт-пространстве "ЦЭХ" (ул. Октябрьская, 16), начало в 18:30. 


Лента новостей
0